The Alphabet of Smoke

 

 

 

The Alphabet of Smoke

Мы уже писали о пьесе  Нило Круза «Анна в Тропиках», действие которой разворачивается на сигарной фабрике в Тампе.  Сегодня мы хотели бы предложить прочитать вам перевод небольшого эссе, написанного Крузом для более глубокого понимания истории чтецов на табачных фабриках. Ведь чтецы — это уникальная  традиция, которая прошла столетия и смогла сохраниться на фабриках Кубы и по сей день.


«Мое увлечение сигарами началось с сигарных коробок и этикеток. Эти деревянные боксы, с их притягательными картинками мистических пейзажей, предлагали окунуться в волшебный мир сквозь скоротечный дым.
Это всегда интриговало меня. У сигарных брендов есть свое особое очарование, ведь многие из них названы в честь величайших историй любви когда-либо написанных. Как будто курильщику предстоит  испытать наивысшую страсть, затягиваясь Romeo y Julieta или Madame Butterfly.

Когда мне поручили написать пьесу для Нового Театра Корал-Гейблс в штате Флорида, я немедленно обратился к  миру сигар. Первое, что я сделал, это достал винтажную коробку, поставил прямо перед собой, и пригласил вдохновение посетить меня. Я рассматривал пустой бокс очень долго, стараясь отметить все детали. Казалось,  все необходимое для моей пьесы было заключено в нём: любовь, литература, политика,  потеря невинности. Темы, которые я исследовал в моих предыдущих произведениях. И, как и всегда это случается,  я закрыл глаза, чтобы  погрузиться в мир, о котором собирался писать. Мне сразу привиделся чтец, громко читающий книгу рабочим на сигарной фабрике в Тампе. Затем женщина, на той же сигарной фабрике, старающаяся сбежать от монотонности работы, погружаясь в историю, декларируемую чтецом. И как только  эти образы стали ярче, я начал искать возможность вернуться в конец 1920-ых годов, когда искусство играло важную роль на tabaquerias  (фабриках), как и чтецы погружающие работников в мир литературы.

Сигары у меня всегда ассоциировались с побегом. На Кубе, когда я был ребенком, мне дали сигарную коробку для моих цветных карандашей. Эмабарго со стороны США, нехватка продовольствия и материальных благ вынудили кубинцев использовать вещи вторично. На них  были возложены многочисленные функции. Моя сигарная коробка, на которой красовалась этикета с пальмами и женщинами в струящихся тюлях, стала чем-то большим, чем просто пеналом для карандашей. Она стала моей коробкой, наполненной мечтами, моей путеводной звездой, в которой я мог сбежать от того, что происходило вокруг.

В начале шестидесятых на Кубе было время политической смуты и нестабильности. Казалось, что каждый близкий мне человек в доме  играет свою собственную роль, лишь бы сбежать от реальности. Дым сигар позволял отцу  отвлечься от его разочарования в революции. У матери был собственный акт. Она привыкла сбегать от мира через молитвы, а дым сигары служил небесным конвертом, в котором отправлялись  мольбы Всевышнему. Ее алтарь состоял из католических святых и африканских божеств. Она создала свой собственный ритуал: раскуривала сигару зажженным концом во рту, резко выдыхая через неё.  Все её священные статуи утопали в клубах синеватого дыма. Я верил, что эти мистические ритуалы и сотворили чудо, когда моей семье наконец позволили сбежать из страны в 1970 году.

Литературные грёзы сопоставимы  с дымом сигар — и то и другое помогает человеку избежать тяжести мира и игнорирует законы гравитации. Рабочие на сигарных фабриках могли сбежать от монотонности ручного труда через забытье в литературе. Искусство слушания аналогично с мечтами: слушатель впитывает слова и превращает их в картины в  своей голове; мечтатель собирает подсознательные впечатления и обращает их в яркие мечты. Литературные грёзы дают человеку информацию о его сущности и создают эмоциональные параллели с его собственной жизнью.

В традиции иметь на фабрике чтецов пролеживается след племён Таино. Для коренных американцев Кубы священный лист табака был привязан к языку богов. Листья раскуривались и превращались в порошок, который смешивали с измельченными ракушками. Эта смесь была известна как cohoba; она раскуривалась или вдыхалась через нос. Сacique (вождь) таким образом связывался с божествами. Всеми известный испанский колонист, Бартоломей де ла Касас, описал туземный обряд в CLXVI главе «Apologéticahistoria». «Я стал свидетелем празднества cohobaи было удивительно наблюдать за их действиями и словами. Первым начал cacique и все сохраняли тишину, пока он не закончил. Поглотив cohoba, он наклонил голову в одну сторону, положив руки на колени, а затем поднял лицо к небесам произнося какие-то слова, которые легко могли оказать молитвой».  На сигарных фабриках, чтец подобен cacique. Написанные  слова обретают голос, а торседоры становятся слушателями, заворачивающими озвученные слова в табачные листы, в то время как сами их мысли погружены в литературный мир.

День на сигарных фабриках был разделён на три части: по утрам чтецы читали статьи из газет, дневное время отводилось на пролетарскую прессу, а вечер придерживался для  десерта — новелл. Чтецы не только отправляли в литературное забытье рабочих, но и служили инструментом на политической арене. Один из величайших кубинских поэтов и политиков, Хосе Марти,  читал на сигарных фабриках Тампы. Он верил в то, что люди, посещающие литературные мероприятия, были теми, кто пропагандировал этику в политике и защищал честь нации. Он был твердо уверен, что предназначение литературы в том, чтобы помогать человечеству и что невозможно познать страну не зная ее литературы.

Большинство трудяг на фабриках были безграмотными, но они могли с легкостью декларировать отрывки из «Дон Кихота» или стихотворения Рубена Дарио. Подобно музыкантам, которые не могли прочесть ноты, но с легкостью подбирали музыку на слух. И они требовали точности и колоратуры от чтецов. Не владельцы фабрик нанимали чтецов, а рабочие. Точно так же как у актёров или певцов состоялись прослушивания на роль, так и чтецы выступали перед группой рабочих. Обязательным был сильный голос,  чёткость речи имела решающие значение. Но самое важное — чтецы должны были читать от всего сердца.

Даже испанцы не смогли изгнать священный союз слов и дыма, когда они добавили пару кровавых глав в историю. Сейчас на Кубе чтецы до сих пор являются украшением сигарных фабрик. В Тампе, традиция подошла к концу во времена Великой Депрессии. Когда на сигарные фабрики пришла индустриализация, рабочие больше не могли целиком погружаться в рассказы. И хотя была попытка использовать микрофоны, та необходимая тишина, которая нужна для чтения на сцене, исчезла. В итоге владельцы фабрик увидели в чтецах угрозу для их бизнеса — из-за прессы, которую они читали рабочим. В 1931 году на фабриках больше не было чтецов.

После того, как я написал «Анну в Тропиках» и представил серию чтений по стране, один слушатель сказал, что знал чтеца, который читал на фабрике по производству шляп. Образ чтеца, окруженного шляпами, навсегда впечатался в мой разум. Шляпы и слова вместе: какие бы слова не захотели проникнуть в шляпу и быть ближе к мыслям? Полагаю, что фабрика по пошиву свадебных платьев стала бы так же хорошим местом для чтецов, особенно, если новеллы читались от сердца. Я попытался переместить чтеца в театр, чтобы он смог прочитать историю любви еще раз.»

— Нило Круз, сентябрь 2003

Переведено специально  для mircigar.com

 

 

 

Забронировать
стол

Нажимая кнопку «Забронировать» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Заказать обратный звонок

Нажимая кнопку «Отправить» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Заказать звонок

Наш сотрудник свяжется с вами для уточнения деталей

Нажимая кнопку «Отправить заявку» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Уведомить о поступлении

Нажимая кнопку «Отправить» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Ваши данные для связи

Нажимая кнопку «Свяжитесь со мной» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Сигарный дом «Гавана»

Добро пожаловать на сайт, обращаем Ваше внимание:

Ваш город — Санкт-Петербург?

Вам исполнилось 18 лет?

Дополнительно сообщаем, что наш сайт использует куки (cookies). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

Ваш город — Санкт-Петербург?

  • Санкт-Петербург
  • Москва
  • Екатеринбург
  • Краснодар
  • Новосибирск
  • Нижний Новгород
  • Казань
  • Самара
  • Другое