«Забытая» картина «Мост Чаринг-Кросс» французского художника-импрессиониста Клода Моне, принадлежащее сэру Уинстону Черчилля, впервые будет выставлена в лондонской галереи Курто на художественной выставке «Моне и Лондон: виды на Темзу» с 27 сентября 2024 года по 19 января 2025 года.
Но не это главная тема нашей публикации. Всё дело в том, что эта работа Моне долгие годы подвергалась Черчиллем «агрессивному задымлению», ведь курил по 10-12 сигар в день.
Но начнем по порядку. В 1949 году картину «Мост Чаринг-Кросс»* приобрел американский литературный агент Эмери Ревес. Ревес, работавший в то время на Черчилля. Купил её американец специально для того, чтобы подарить своему знаменитому английскому клиенту.
Неизвестно сколько Ревес тогда заплатил за «Мост Чаринг-Кросс», но две другие «лондонские» картины Моне в 2022 году были проданы на аукционе Christie's за 65 и 76 миллионов долларов «Мост Ватерлоо. Скрытое солнце» (1903) и «Здание парламента. Закат» (1903). Они также будут представлены на выставке в Курто.
23 декабря 1949 года Ревес писал в письме Черчиллю: «Зная, что Моне — Ваш любимый художник, я много месяцев искал одну из его лучших картин… Пожалуйста, примите её как небольшой знак моей благодарности за Вашу дружбу».
Черчилль, как маститый художник-любитель, должно быть, был в восторге от подношения, на котором помимо собственно моста был изображено здание британского парламента.
В наши дни подобный подарок действующему члену парламента должен был бы быть внесен в парламентский реестр финансовых интересов членов парламента (и, несомненно, вызвали бы дикий хайп в СМИ), но тогда такие дела считались частными и не вызывали вопросов. В настоящее время этой картиной Моне владеет Национальный траст (The National Trust for Places of Historic Interest or Natural Beauty), которому принадлежит поместье Чартвелл.
Черчилль действительно любил французского импрессиониста и в 1935 году будучи на побережье Нормандии написал копию морского пейзажа Моне. А своей книге «Живопись как времяпрепровождение» (1948) он назвал работы Моне парящими «в сверкающем воздухе».
При жизни Черчилля, его владение этой картина Моне оставался тайной, известной только его близким. Его собственность даже не была указана в обширном каталоге работ французского художника, опубликованном Институтом Вильденштейна в 1985 году.
Получив такой желанный подарок, сэр Уинстон Черчилль повесил «Мост Чаринг-Кросс» в своей любимой гостиной Чартвелла — загородном доме в графстве Кент, которым он владел более 40 лет и жил вплоть до своей смерти в январе 1965 года. Даже после его смерти эта картина всегда висела на той же стене и до данной выставки её никогда не выставляли на публике.
В свой гостиной Черчилль отдыхал после тяжелого дня политической и/или литературной работы. И, естественно, много курил. Тем более, что в соседней комнатке у него хранилось около 4 000 сигар.
Со временем от дыма кубинских сигар картина потемнела — грубо говоря, Черчилль её «прокурил». Главным изменением полотна стало появление желтых полос в отражениях в воде и на участках неба, которые занимают до трети холста. Постепенно желтый цвет стал гораздо менее заметен из-за задымленного воздуха и потемнения лака. Курение сигар «способствовало загрязнению поверхности» и на красочном слое даже образовалась «копоть», аналогичная каминной. Таково было заключение экспертов.
Поэтому основной задачей реставраторов было вернуть полотну тот вид «каким её оставил Моне» в 1923 году, что им и удалось, причем без применения ретуши. В итоге сегодня полотно полностью восстановлено в его первоначальных цвета и доступно для просмотра.
Резюме: берегите произведения искусства от сигарного дыма.
* — Клод Моне датировал картину «Мост Чаринг-Кросс» 1902 годом, хотя на самом деле он начал её во время визита в Лондон осенью 1899 года или же в начале 1900. Однако, важным открытием последних лет стала информация, что окончательно она была закончена лишь в 1923 году, когда художник её продал.