“Un oncle d'Amérique millionaire en dollars M'a laissé sa fortune et ses cigares Quand le notaire m'a dit: «Signez s'il vous plaît L'argent monsieur, il n'y a que ça de vrai.»
Moi j'ai dit non non non Je veux dormir la nuit…”
«…Один мой американский дядюшка, долларовый миллионер,
Оставил мне в наследство свое состояние и свои сигары.
Когда нотариус сказал мне: «Распишитесь, пожалуйста,
За получение денег, мсье, ведь только они чего-то в жизни и значат.»
Я сказал: нет, нет, нет!
Я хочу спать спокойно по ночам…»
Так поется в одной песенке великого и прекрасного Джо Дассена, считавшего курение сигар непременным атрибутом жизни человека искусства.
К слову, герой той песенки, отказавшись ради спокойной жизни от дядюшкиных миллионов, судя по тексту, не отказывается от завещанных ему сигар.
Привязанность знаменитого шансонье к сигарам имеет, конечно же, американское происхождение — ведь до одиннадцати лет Джо был простым американо-еврейским мальчиком из Нью-Йорка. Его дед эмигрировал в США из Одессы (Российская империя), его мать также имела еврейское происхождение — её предки перебрались в Америку из Австро-Венгрии. Таким образом у Джозефа Айры Дассина (1938-1980) не было ни капли французской крови, но — и это абсолютно точно — была французская душа.
И курение сигар как один из фетишей американского образа жизни и богемной европейской моды послевоенных лет, стадо для Дассена (по-французски, Dassin произносится как Дассен) жизненным увлечением. Впоследствии, он не раз появлялся на обложках своих альбомов с сигарой.
Потом уже в Париже он не мог не услышать знаменитую песню своего старшего собрата по цеху Ива Монтана «Fumer le cigare», спетую им впервые в 1962-м: «Курить сигару» — гимн этому изысканному эстетскому занятию.
В другой известной песенке Джо Дассена появляется девушка с сигарой, дочка патрона лирического героя, с которой у него намечается романтическое свидание:
“J'ai rendez-vous ce soir avec la fille de mon patron Elle fume le cigare, elle a des tout p'tits yeux tout ronds…”
«Этим вечером у меня свидание с дочкой моего патрона,
Она курит сигару и у нее крошечные и совсем круглые глазки…»
А на сайте известного французского аукционного дома Étude COUTAU-BÉGARIE можно узнать о том, что не так давно за 150 € там был продан лот, представлявший собой кастомную коробку сигар, cпециально отобранных представителями фирмы Davidoff в 1971-м году лично для Джо Дассена.
Под информацией о проданном лоте имеется такая атрибуция: «Завзятый курильщик, Джо Дассен постоянно запрашивал в престижном торговом доме Davidoff сигары, которые он курил на протяжении всей своей жизни. Их специально заказывали в одной из провинций Бразилии и доставляли в его парижскую квартиру на улице д’Асса.
На деревянных коробках красовалась надпись: «Sélectionné par DAVIDOFF pour JOE DASSIN – Fancy Tales of Smoke» / «Подготовлено DAVIDOFF для ДЖО ДАССЕНА — Волшебные истории табака».
А вот как вспоминает о минутах, проведенных со знаменитым шансонье и своим другом Джо Робер Тутан в книге воспоминаний «30 лет спустя»:
«Джо и его арт-директор Жак Плэ смаковали свои сигары в то время, как Жильбер слегка задремал, а Марыся и Мари болтали как старые соседки, всю жизнь прожившие возле Люксембургского сада, где они сейчас располагались на стульчиках, укрытые от осенней прохлады кашемировыми пледами».
Импозантный Джо Дассен, смакующий с другом свою персональную Davidoff на стульчике в Люксембургском саду – вот подлинный образ утонченного парижского эстета 1970-х годов, творчество которого мы любим…