В творчестве великого французского художника-постимпрессиониста графа Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (1864-1901) мы встречаем несколько образов курильщиков сигар. Сохранился и дагерротип, на котором сам артист сидит в ателье с меланхоличным видом, задремывая, с сигарой во рту и рюмкой абсента на столике в то время, как его собутыльник в цилиндре и с тростью поднимает тост с рюмкой красного вина.
«Все, что лишено свободы, быстро вырождается и умирает» – так говорил своему гениально одаренному сыну его отец.
Правда, когда отец (переживший своего сына на 12 с лишним лет) обнаружил в своем отпрыске явные черты вырождения, которому он сам и был виной, вступив в близкородственный брак, сразу потерял к нему всяческий интерес. Что стало для молодого аристократа Анри еще одним ударом – после перелома обеих ног, случившегося с ним в тринадцать лет, из-за которого, в том числе, они и перестали расти и после проявления других явных признаков вырождения – отвисла нижняя губа, которую художник был вынужден скрывать густой бородой, зубы сгнили, вследствие чего его речь стала отрывиста и непонятна, напоминая, по свидетельству современников, какое-то дьявольское бульканье. Слабым утешением мог быть для него тот факт, что еще четверо из его братьев и кузенов также были карликами и по той же причине – кровосмешение. Мало того, он со своими 152 сантиметрами был самым высоким среди них!
И если бы не искусство, абсент и сигара, Тулуз-Лотрек имел все шансы уйти из жизни еще раньше, а как мы знаем, прожил он по человеческим меркам совсем немного – всего лишь полных 36, не дожив трех месяцев до своего 37-ми летия. Причем многие его друзья говорили о том, что Лотрек, страдая от своего убожества, сознательно убивал себя алкоголем. Хорошо известно, что умер граф в психиатрической лечебнице, куда был помещен вследствие приступа белой горячки.
Прекрасный портрет важного мсье в цилиндре с усами и тростью и с сигарой во рту, названная автором «Господин Луи Паскаль» – одна из самых ранних работ художника, в ней уже видна рука мастера, его неповторимый стиль, легкая незлая ирония, столь характерная для большинства его портретов.
Луи Паскаль, изображенный на холсте, был кузеном Лотрека. Они сошлись, когда вместе учились в лицее. В молодости Лотрек неоднократно писал Луи Паскаля, «набивая руку», а Паскаль, по одной из версий, и «подсадил» своего несчастного и гениального кузена на курение сигар.
У Лотрека есть портрет его старшего (на одиннадцать лет) друга и в некоторой степени учителя и образца для подражания и в живописи и в жизни – Винсента ван Гога. Странно, что без сигары или трубки – известно, что ван Гог, тяготевший к мучительному самолюбованию, оставил множество автопортретов, некоторые из них – с трубкой во рту.
И есть портрет сидящего в кресле рыжего мужчины с усами и бородой, работа 1897 года (семь лет спустя после трагической гибели ван Гога) – некоего мсье де Лорадура (m. de Lauradour), который не только внешне очень похож на ван Гога, но и сама картина выполнена в технике, близкой технике письма великого голландца. Что наводит на некие мысли о связи этого портрета с памятью покойного друга и учителя Лотрека, том более, что личность мсье Лорадура весьма темна и загадочна: французский сегмент, не говоря о прочих, интернета знает о нем только по названию картины Лотрека. Да и был ли такой мсье?
Есть у Лотрека акварель, названная «Un gentilhomme debout allumant son cigare» («Джентельмен стоя прикуривает свою сигару»), её можно назвать одним из шедевров мастера. Хотя есть ли у Лотрека проходные работы? Как будто чувствуя, что он на этой земле ненадолго, художник вкладывал максимум вдохновения и мастерства в каждый свой этюд.
На знаменитом дагерротипе, упомянутом в начале статьи, Лотрек засыпает над рюмкой «зеленой феи», с едва держащейся во рту и слегка дымящейся сигарой, не обращая внимания на собутыльника, явно предлагающего какой-то тост. Кажется, именно так уходил великий урод и аристократ, блистательный рисовальщик – художник, фактически завершивший своей жизнью и творчеством «La belle époque» – «Прекрасную эпоху».