Потенциал сигары неисчерпаем. Как и любое произведение из табака, она, безусловно, представляет угрозу для здоровья (то же, впрочем, кто-то скажет о неумеренном поглощении красного перца, чрезмерном пребывании на солнце или чересчур лихом вождении автомобиля), но, выясняется, может быть и целебна.
«Винная карта», ноябрь 2006
История о моксах. Начало
Известно, в жарких тропиках россиянину простыть легче, чем в родных прохладных широтах. Запустил на всю катушку кондиционер или опорожнил одним махом стакан льдистого соку - утром встаешь с больным горлом или температурой.
Обидно болеть в экзотической стране. Кругом столько соблазнов, а смотреть ни на что не хочется. И даже любимые гаванские сигары курить не тянет. Короче, не ходите, дети, в Африку гулять.
Вот и брел я понурый красивыми гаванскими улочками к приютившим меня друзьям, с каждым шагом все четче осознавая, что вчерашнее ночное купание в бассейне с последующим смакованием сигары на ветру сослужили мне недобрую службу. В ухе стреляло, ноги становились ватные, мысли были только о постели в смысле медицинского режима. Зазывные взгляды местных красоток всех оттенков кожи я оставлял без внимания.
Стопка, “гавана” и семь духов
Я знаю, на этот случай существует тьма разных рецептов.
Пианист Даниэль Баренбойм в мемуарах “Жизнь в музыке” вспоминает, как в детстве его лечил великий музыкант Артур Рубинштейн.
Однажды мальчик явился домой в час ночи, от него пахло водкой и сигарами. Какая нелегкая его носила, набросился отец. Где он пропадал? С Артуром Рубинштейном, ответил маленький сын.
Дело было в Израиле, куда маэстро приехал на гастроли. Рубинштейн согласился послушать, как играет юный Даниэль, и назначил ему встречу в своей гостинице. В четверг в пять часов вечера.
Мальчик в тот день проснулся с высокой температурой. Мать не пускала его в школу и отговаривала от визита к Рубинштейну. Даниэль согласился пропустить уроки, но прослушивание у Рубинштейна... В конце концов он настоял на своем. В пять часов он был в гостинице.
Тут выяснилось, что с утра Рубинштейн с семьей отправился в Галилею и еще не вернулся. Мальчик не верил, что про него забыли, и терпеливо ждал. Рубинштейн появился около восьми. Заметив мальчика, они изменился в лице. Последовали бесчисленные извинения. Рубинштейн обратил внимание, что Даниэль не очень хорошо выглядит. Тот признался, что у него жар. Рубинштейн сказал, что ему не следовало приходить, но мальчик стал пылко уверять маэстро, что должен был увидеть его и сыграть для него.
Компания поднялась в номер, и Даниэль около часа играл Шуберта, Листа, Брамса... Рубинштейн похвалил мальчика, отметил, что тот продвинулся, и пригласил поужинать с его семьей. Даниэль был на седьмом небе от счастья.
За столом Рубинштейн сказал мальчику, что сейчас будет его лечить. Единственное, что может ему помочь: водка. И налил Даниэлю первую в его жизни стопку. А в конце ужина вручил ему Montecristo №3. По его словам, после водки и сигары утром Даниэль должен был быть как огурчик.
Не известно, как тот чувствовал себя на следующий день, но мне в таком состоянии ни водка, ни сигара не помогают: проверено.
Есть еще один способ.
Родители художницы Ольги Маносальвас, одного из персонажей американского журнала Cigar Aficionado - из Эквадора. Привычку курить сигары она переняла по женской линии - от матери, тетушки и бабушки. Когда Ольга была маленькой, сигара помогла преодолеть ей болезнь. Температура была высокой и не спадала. После обращения к двум докторам бабушка Ольги пришла к выводу, что девочку сглазили. Тогда она положила ее на порог, закурила сигару и стала окуривать внучку. Потом собрала пепел и натерла им тело девочки. И температуры как не бывало.
Я представил себя лежащим на пороге... И как меня натирают пеплом...
Но имейте в виду, это Латинская Америка.
В незапамятные времена ацтеки спасались размолотым нагретым табаком от змеиных укусов, а в случае с подагрой держали ноги в табачном настое. Майя прикладывали табачные листья к ранам. Табачный сок капали в глаза, им смазывали кожу, изводя паразитов, у индейцев была даже такая процедура, как табачные клизмы.
За более серьезные недуги брались шаманы, но и они не обходились без табака. Смешивая его с другими наркотиками, повествует Джоанес Уилберт в монографии “Табак и шаманизм в Южной Америке”, колдуны доводили себя до состояния, близкого к смерти, веря в то, что “тот, кто преодолевает смерть, исцеляя себя сам, способен исцелять и оживлять других”.
Медицина тогда была перемешана с мистикой. Возможно, табачными каплями аборигены лечили конъюктивит, но Айан Гейтли сообщает, что в племени машко их использовали перед охотой, чтобы видеть в темноте, и закапывали иногда табак охотничьим собакам, а табачные клизмы в племени агурана ставили и для того, чтобы во время обряда посвящения в шаманы защитить новобранца от злых духов.
С экспедицией Колумба табак попал в Европу, - он и его попутчики подивились и этому неведомому растению, и обычаю вдыхать дым из подожженных свернутых листьев, - но и здесь долгое время табак использовался лишь как лекарственное средство, причем, воспринимался как панацея, и от печали, и от перхоти.
Папа Григорий 13-й, когда европейские доктора отчаивались ему помочь, прибегал к помощи священника с Канарских островов, узнавшего о медицинских свойствах табака от индейцев Перу.
Екатерина Медичи, правительница Франции, спасалась доставленным ей в подарок табачным порошком от мигрени, - потому и называли табак в ее стране “травой королевы”.
Жан Нико, французский посланник в Португалии, благодаря которому табак и попал во Францию и в честь которого один из компонентов табака называется “никотином”, правда уж или нет, в Лиссабоне излечил табачной мазью нескольких больных раком.
Лапландцы пользовали табачным пеплом страдающих от облысения, а голландцы снимали табачными листьями зубную боль.
Англичане верили, что табак способен противостоять бубонной чуме. Нюхательный табак преподносился здесь как средство “от всех болезней головы, а также тела и души”.
Считалось, что особенно табак помогает слабому полу. Доктора выписывали своим пациенткам сигары и трубки. “Как много я видел женщин, почти безжизненных вследствие головной боли, или зубной боли, или катара, и воспрявших благодаря этому растению!” - восклицал Поль де Ренелме в “Ботаническом компендиуме”, изданном в Париже в начале 1600-х.
Трактатов, превозносивших целебные свойства табака, в ту пору выходило немало. И когда ученые выделили из табака вещество, названное никотином, оно также виделось спасительным на все случаи, будь то нарушение нервной системы, отравление или малярия.
Между тем, аборигены Австралии использовали автохтонные сорта табака как в ритуальных, так и в практических целях. Они, пишет Гейтли, “были искушенными знатоками и словно квалифицированные химики варьировали дозы, чтобы добиться определенного воздействия на организм”.
Один из способов потребления ими табака покажется нам совсем уж экзотическим: листья перетирали в порошок, смешивали с золой акации и получившуюся пасту держали за ухом, где сок впитывался кожей.
С помощью табака туземцы поддерживали тонус, подавляли чувство голода, что помогало преодолевать им бесконечные пространства в недружелюбном климате без гарантированного завтрака, обеда и ужина.
В то же время бирманские женщины, продолжает Гейтли, “кормили своих детей, чередуя грудь с сигарой, убежденные в том, что таким образом ребенок становится сильным”.
Уже в более близкие нам времена сигары выручали при астме президента Теодора Рузвельта и революционера Че Гевару.
Че “рано пристрастился к ароматическим противоастматическим сигаретам, на Кубе же полюбил сигары - “табако”, - сообщает И.Лаврецкий в биографии Гевары, вышедшей в серии “ЖЗЛ”. - Он утверждал, что они спасали его от приступов астмы. Он действительно знал толк в хороших “табако” и курил почти беспрерывно”.
Когда же, есть байка, врачи потребовали от Че сократить рацион до одной сигары в день, он согласился и выбрал сигару размером с дубинку.
Не будь сигары, мы бы не узнали о художнике Пикассо. Появившись на свет, он не издал ни единого крика и казался бездыханным. Акушерка пыталась оживить его, но безуспешно. Тогда оказавшийся при родах дядя будущего художника, Сальвадор Руис, выдохнул в лицо младенцу клуб сигарного дыма. Тот шевельнулся, заплакал.
Американский писатель Норман Мейлер, излагающий эти подробности в штудии “Портрет Пикассо в юности. Версия биографии”, предполагает: “Свой первый вздох он сделал благодаря тому, что никотин, содержавшийся в дыме, который обжег ему глотку и легкие, стимулировал их работу”.
Но комментирует эту историю так: “В подобных семейных преданиях всегда содержится доля преувеличений. Весьма вероятно, что дон Сальвадор вовсе не оживлял младенца столь варварским способом. Тем не менее история хороша. И многое объясняет. (...) Клуб дыма, выпущенный доктором Сальвадором, сыграл роль объективного коррелята. “Просыпайся, детка, - быть может, означало это жгучее дуновение. - Жизнь редко будет баловать тебя более приятными запахами”.
Современные Филиппины. Репортер Philippine Inquirer разговаривает с жительницей Кандона 70-летней Тереситой Галанто. Она курит сигары с четырех лет. И это было не озорство. “Просто мать говорила нам, что если болит живот, надо покурить сигару”.
Да что там, наше отечественное издание “СПИД-Инфо Здоровье” не так еще давно просвещало: распространенное, дескать, в народе поверье, что женские половые органы перед контактом следует окуривать табачным дымом (я о таком не слышал), - бабушкины сказки, толку никакого, но есть опасность, что в ходе этой процедуры женщина получит ожоги от просыпавшегося пепла (вот это вообразить еще труднее, разве что за дело возьмется маньяк или садист).
Как вы понимаете, в этой области нелегко отделить правду от вымыслов или предубеждений. Нередко медицина сливается с религией.
Надо сказать, сигара до сих пор используется в афро-кубинских религиозных ритуалах - как часть обряда, но пожилые ведуньи расскажут вам, что в былые времена сок табака помогал при родах, а исследователи припомнят, что вообще каждая часть табачного растения имела свое мистическое значение и медицинское применение.
Редкие уцелевшие на Кубе индейцы курят сигары, посылая дым в небо, во все четыре стороны, а мыслями обращаясь к семи стихиям (и, соответственно, божествам): земле, солнцу, луне, звездам, планетам, ветру и воде.
То же и у негров. У них тут странная религия - смесь языческих верований с католицизмом, поклоняются всем. Чисто свое - сантерия. Ритуалы без сигар не обходятся. Дымом окуривают страдающих, tabacos кладут у бокала с чистой водой, в углах жилища и за дверью, привлекая добрых духов и отгоняя злых.
Художница Ольга рисует для сигарных коробок “ла кубаниту” - жрицу сантерии, в традиционном белом одеянии и белом тюрбане, объясняя: “Она курит сигары в целях духовного врачевания и очищения”.
Еще один персонаж Cigar Aficionado, американка Изабель Сиргадо, филолог - кубинских кровей. Давным давно у ее дедушки в Гаване была сигарная фабрика. Изабель курит сигары, потому что ей нравится наслаждаться их вкусом, но подчас, чувствуя присутствие “злой воли”, пускает дым, чтобы “очистить воздух”, нейтрализовать плохую энергию вокруг себя.
Европейка Хелена Стигелер, президент Michel Perrenoud, швейцарской компании, славящейся своими хьюмидорами, закуривая сигару, вникает в ее букет, но также любуется клубами дыма, возникающими и растворяющимися в воздухе, - вместе с дымом, по ее словам, растворяются и переживания: “это как медитация”, уход из действительности на час или два.
“В наше лихорадочное время сигара помогает расслабиться, - вторит ей соотечественник, Эрнст Шнейдер, один из боссов Davidoff. - Уверен, было бы гораздо больше смысла, если бы врачи выписывали своим беспокойным пациентам сигары вместо таблеток. Другое дело, и здесь нужна умеренность”.
Вспомним, кстати, что табак всегда был неотъемлемой частью армейского рациона.
Отвлекаясь от сферы духа и переходя на молекулярный уровень, заметим, что ученые исследуют возможности использования табака для получения разнообразных фармакологических средств. Структура генов табака позволяет легко манипулировать ими, к тому же он быстро растет и дает плотную массу. Один акр посадок, теоретически, позволяет получить 360 млн доз вакцины.
В Университете Аризоны, к примеру, на основе табака разрабатывают вакцину против чумы, в Университете Северной Флориды - против сибирской язвы. Сегодня эти болезни в диковинку, но кто знает, что взбредет на ум террористам. Не дай бог, противоядие понадобится в огромных количествах.
Вот, держа в уме подобное, и возятся ученые с табаком. Внедряют в него гены чумы и язвы, чтобы вызвать реакцию иммунной системы растения. Биохимические особенности табака благоприятствуют образованию большого количества протеинов, что немаловажно для вакцины, и в то же время, по крайней мере, в условиях лаборатории, не вызывают токсичных побочных эффектов в процессе ферментации.
Если опыты окажутся успешными, этот метод превзойдет по эффективности все имеющиеся на сегодняшний день.
В свое время сообщалось, что ученые из подмосковного Пущина вырастили трансгенный табак, который синтезирует безвредный белок, имитирующий вирус гепатита В. На основе белка-обманки предполагалось делать недорогую и эффективную вакцину против этого заболевания.
В Великобритании были попытки получить вакцину против никотиновой и наркотической зависимости, и получить, как ни парадоксально, из табака.
А исследователи в Миссури пытаются извлечь пользу из табака для создания средств против некоторых видов рака. Они добиваются, чтобы растение вырабатывало разновидность протеина, убивающего канцерогенные клетки. Обозреватели замечают: плодотворные результаты эксперимента перевернут все с ног на голову. Растение, которое демонизировано в виду его тлетворного воздействия на здоровье, будет просто напросто спасать жизни.
Еще ученые пришли к выводу, что табачный дым снижает риск возникновения болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера.
Иногда человечество возвращается к старым вещам, но воспринимает их несколько иначе, в свете продвинувшейся науки.
Нюхательный табак англичане сегодня уже не считают универсальным снадобьем, однако предназначают некоторые его виды для облегчения насморка: на жестянке с порошком так и написано – Medicated Snuff.
Целебные свойства никотина в чистом виде подтверждены не были, как таковой он используется для борьбы с вредными насекомыми на полях, однако никотиновая кислота, представляющая собой витамин, применяется, например, в дерматологии.
В одном из пансионатов Калифорнии была разработана программа, включающая “расслаблабляющую ванну с табачной пеной, обработку кожи табачным скрабом и массаж с табачным маслом”.
История о моксах. Окончание
От этих отвлеченных знаний, однако, мало проку, когда у тебя болит здесь и сейчас и весь свет не мил.
То, что моя “домоправительница” Галина - врач, а уровень медицины на Кубе высок, будь то высоконаучные технологии или амбулаторное обслуживание населения, меня тоже не согревало.
Я знал, что Галина классный нейрохирург (будучи замужем за кубинцем, она делит свою жизнь и практику между Россией и Кубой), но не будешь же микроскопом забивать гвоздь. Домашние врачи и прием у специалиста в любое время суток - конечно, здорово, но как иностранец я в эту замечательную систему не вписывался.
Когда я пришел в дом Галины и Рамона, тонус был на нуле, если не в минусе. “В чем дело?” - справилась хозяйка, заметив мою квелость. Я объяснил. “Идем”, - пригласила она в свой кабинет.
Только тут меня осенило: помимо своей основной специальности Галина в последнее время основательно занимается акупунктурой. Я даже как-то поинтересовался у нее, что общего между операциями на мозге и воздействием на внешние точки. “И то, и другое - рукосуйство”, - лаконично ответила она, и этот ответ своей материалистичностью мне понравился. Сейчас предстояло проверить это на себе.
Методично прощупав слегка заостренным инструментом все мои пальцы, точнее - ладони, Галина сказала мне, какое ухо болит. Я кивнул. “Могу поставить иголки”, - предложила моя целительница. Я помотал головой. “Тогда моксы”. Моксы? “Если угодно - сигары”, - пояснила Галина, зная мои пристрастия. Сигары? Я уже почти забыл про свербящую боль в ухе.
Тем временем взору моему предстали коричневые палочки - ну точно сигары, маленькие, формата chico. Только, как выяснилось, не из табака, а из трав.
Тут я вспомнил, что где-то читал про китайские сигары из трав, отваживающие от наркотиков, и китайские же травяные сигареты, которые надо вдыхать, не поджигая, чтобы избавиться от привычки к табаку. Древняя и загадочная культура, что говорить. Но как это поможет мне?
Галина подожгла одну сигарку. Повеяло дивными пряными ароматами - вроде индийских пачулей. “Будет нестерпимо жечь - говори”, - предупредила Галина. Приблизив горящий конец сигары к ладони, но не касаясь ее, она держала палочку до тех пор, пока я не дал знать: горячо. Сигара переместилась в другое место. Таким образом Галина прошлась по всем ей ведомым точкам. Следом она еще покатала по пальцам какую-то пружинку и ребристый валик, а к каким-то точкам прибинтовала на ночь крохотные металлические рельефные звездочки.
Не скажу, что утром я встал совершенно здоровый. Слабость оставалась, но мучившая боль в ухе исчезла. К следующему вечеру заныл зуб. Повторив обследование, Галина сказала, где болит, - угадала, - и провела еще одну “сигарную” процедуру. Утром я не вспомнил и про зуб, да и вообще полегчало. Пылкие взоры тропиканок я, по крайней мере, хотя бы стал замечать.
Потом мы с Галиной еще немало говорили о целебных сигарах. Они попадают к ней с оказией из восточных стран, но иные приходится делать самой. Желательно, чтобы они были из трав, растущих там, откуда родом пациент. А какие-то сигары Галина хочет сделать из цветов. Она знает много стихов и может беседовать о них часами, но сигары из цветов это не только лирика. И когда она невзначай упоминает об энергии ветра, я чувствую, что это тоже не просто поэзия. Так или иначе, благотворную энергию сигар я испытал на себе.
***
В прошлой публикации, рассказывающей об опасностях табака для здоровья, я упоминал об американце, который в возрасте 123 года продолжал баловать себя сигарой раз в неделю. Мне не удалось проследить его судьбу, между тем я узнал о схожей биографии.
Уолтер Бренинг, также янки, в сентябре этого года отпраздновал свои 110 лет. В привычной манере: пирог, несколько друзей и - втайне от докторов - сигара.
Губернатор штата Монтана, поздравив Уолтера с днем рождения, поинтересовался секретами долгожительства. Именинник ответил, что секрет простой: работа. Нужно быть постоянно занятым. Когда ему было 50, у него было две или три работы. А удалился он от дел в 99.
Всего лишь, усомнился губернатор. “Ну, еще сигары, виски и немного пива”, - признался Уолтер.
Сигары бывший железнодорожный рабочий курил регулярно вплоть до ухода на пенсию. Бросил, потому что стали не по карману. Правда, когда Уолтеру исполнилось 108, а местная газета сообщила об этом, в последующие несколько дней старику прислали из разных концов девять коробок. “Только никому не говорите об этом”, - просит Уолтер.
Когда-то я познакомился в Гаване с нашей соотечественницей Ириной. Она давно живет на Кубе и много знает про тамошнюю жизнь. Однажды она показала мне, как делается ритуальное окуривание. Дым выгоняется не из того конца сигары, который горит, но из противоположного. Фото: архив Олега Чечилова.
Целительное приближение моксы к нужной точке. Фото: архив Олега Чечилова.