Magnum, №3, 2007
Женщины делятся на блондинок и брюнеток, лошади - на вороных и пегих, сигары - на claro, colorado, maduro и пр.
У каждого серьезного сообщества на планете - свой цветовой код.
Наличие в мире сигар разного цвета порождает множество вопросов. И далеко не на все я готов ответить. Скажем, однажды мне пришло в голову, что очень светлые сигары своим характером и поведением напоминают блондинок, но я пока не разобрался в этой аналогии до конца. Остановлюсь на чем-нибудь попроще.
Иногда меня спрашивают: связана ли марка сигары с цветом покрова? Отвечаю: с конкретным цветом - по большей части нет. Можно лишь сказать, что, например, кубинское семейство Partagas в целом темнее кубинского же семейства Rafael Gonzales, которое, кстати, в былые времена отличалось зеленоватыми нарядами.
При этом сигары определенной разновидности той или иной марки, подчиняясь общей хроматической направленности, которая положена для этого вида, могут различаться между собой оттенками. Этот незначительный, а когда и существенный, разнобой можно назвать вынужденным, в отличие от ситуации, когда сигары одной и той же разновидности (сегодня, как правило, вне Кубы) намеренно выпускаются с покровами разного типа - предположим, Natural и Claro, и это особо указывается на коробке, порой в виде наклейки на стандартный корпус (система обозначений может быть разной в разных странах - например, на коробках с Канарских островов светлые сигары иногда помечаются аббревиатурой CCC, темные - СМ).
На Кубе обозначение цвета покрова на упаковке - дела минувших дней.
У меня сохранились коробки Romeo y Julieta Perfectos (1989) и El Rey del Mundo Grandes de Espana (1986). На дне - фиолетовый штампик: Claro. Такая же пометка была на коробке Romeo y Julieta Aguilas 1968-го, купленной моим соседом по столику на гала-ужине-аукционе в Гаване.
На одном из аукционов Christie’s фигурировала коробка кубинских 1981-го, помеченная Maduro.
На дореволюционных кубинских коробках я видел также надписи Clarisimo, Claro Claro, C.Claro, Col Claro, Natural Claro - в виде штампика на дне, иногда - вдобавок к этому - в числе атрибуций, наряду с названием марки и витолы, на боковых лейблах.
Необычное оформление встретилось мне на коробке старинных Garcia Gusto: на боковом лейбле - три пустых прямоугольника, с которыми соседствовали обозначения Claro, Colo-Claro, Colorado, - в зависимости от того, сигары какого тона укладывались в коробку, в соответствующем прямоугольнике ставился крестик или галочка.
Современные гондурасские Puros Indios примечательны тем, что каждая витола выходит в четырех стилях: colorado claro, colorado, maduro и double maduro (здесь - по сути, oscuro), причем в любом случае это эквадорский лист суматранского семени.
Другое дело - сигары одной и той же марки и одной и той же разновидности, но с покровами разного происхождения (иногда место происхождения указывается на упаковке и является расширением имени сигары, названием модификации). К примеру, шведские Franse Suell выходят в вариантах Deli Sumatra, Bezuki Java, Bahia Brazil, Vuelta Havana, американские Antonio y Cleopatra Grenadiers - в вариантах Cameroon Dark, Connecticut Light, Candela Light.
Пестрота покровов может обнаружиться даже в пределах одной упаковки и даже на одной сигаре.
Любопытный образец - culebra (три сигары, переплетенные друг с другом) в семействе La Flor Dominicana: две сигары в связке - с покровом цвета natural, а одна - maduro.
На эту же тему - доминиканские Hoyo de Monterrey 135th Anniversary Rothschilds: коробка, вмещающая 50 сигар цвета maduro и 50 - natural.
Еще нагляднее - сигары с полосатым покровом, приходящие с некоторых фабрик: в нем могут быть скомбинированы, например, светлый лист из Эквадора и темный из Коста-Рики. Полосатый покров, вызывающий ассоциации с клавиатурой пианино, оказался весьма созвучен названию одной из эквадорских марок - Beethoven (линия Duet); к тому же и коробка сделана в виде фортепиано.
Забавны гондурасские La Perla Habana Black & Tan: тело в тоне natural, а ближе к запечатанному концу - maduro.
В этом же духе - спецпродукты от A.Fuente: у каких-то сигар темным покровом выделяется зауженный кончик, другие разукрашены полосками разного цвета, уложенными вдоль и поперек, третьи спирально опоясаны разномастными полосками, напоминая орденские ленточки, а знаменитый “футбольный мяч” от этой мануфактуры для пущего правдоподобия снабжен наклейками табачного листа, воспроизводящими шнуровку.
Компания Felipe Gregorio, не удовлетворившись линией Dos Capas (суматранский и коннектикутский табаки в покрове), придумала Tres Capas: здесь полосатость образуется тремя листьями - Sumatra, Connecticut и Candela из Никарагуа. В 2006-м она представила сигары в горошек - Felipe Power: формат Leopard предполагает два покровных листа разного тона, в верхнем из которых вырезаны разнокалиберные дырки, образующие, таким образом, на темном фоне более светлые кружочки.
Если к этому добавить распушенный хвостик, создающий подобие елочной конфеты (такие “рюши” среди сигар тоже бывают), то мы с полным правом можем говорить применительно к табаку об искусстве кройки и шитья.
Сигары бывают гнедые, вороные и буланые. Фото: Олег Чечилов.
На старинных сигарных коробках можно увидеть обозначение цвета сигар, которое практически вышло из обихода к сегодняшнему дню, - Claro Claro. Фото: Олег Чечилов.
Впервые полосатые сигары я увидел на сигарной выставке в Женеве в 1998 году. Фото: Олег Чечилов.
Когда говорят, что бывают сигары, похожие на футбольный мяч, то футбол имеют в виду американский. Фото: Олег Чечилов.
Некоторые сигары напоминают елочные конфеты. Фото: Олег Чечилов.