Cigar gourmet, №1, 2007
Явление: сигары с ароматными добавками
Законодатель моды: янки
Дата: начало 1990-х
Корни: древность
Эти заметки можно было бы снабдить предупреждением: эстеты могут пропустить.
Есть люди, которые ни за что не возьмутся за сигару, приукрашенную теми или иными добавками.
Проза жизни в этой области, однако, именно цветиста и красочна. Подойдем мы к полкам с сигарами machine-made или заглянем в хьюмидифицированные чертоги, таящие tabacos ручной выделки из длинного листа, и тут и там мы обнаружим обилие продуктов, завлекающих покупателя прежде всего своими сверх-ароматами.
И немало покупателей, которым только того и надо. Ароматизированные сигариллы и сигары - едва ли не самый ходовой товар наших дней.
Объяснение этому явлению такое. Сигары сегодня в моде. Попробовать их интересно. Но в то же время и страшновато. Серьезная все-таки штука. За что возьмется неофит, которому и хочется, и колется? Не важно, курит он сигареты или вовсе не курит. Для начала он выберет то, что мягче, безобиднее, комфортнее. Таковыми оказываются ароматизированные сигариллы с фильтром. По размеру зачастую - то же самое, что сигарета, но табак - несколько иной. Тут уже не просто порция никотина, а какое никакое, но наслаждение вкусом.
Следующий шаг - сигарилла без фильтра, может, той же самой марки, но еще с привнесенным ароматом. Приближаемся к сигаре как к таковой. Дым крепче и полновеснее.
Свыкшись с этой крохотулькой, предоставляющей, однако, ощущения, не сравнимые с сигаретой, человек, продвигающийся в сигарном образовании, чувствует себя готовым взяться за нечто более увесистое и продолжительное, но вместе с тем и не очень досадное. Есть предложение и на этот случай: уже собственно сигары, впечатляющие размерами, занимающие час или около того, и опять же не отталкивающие: резаный лист гарантирует безупречную тягу, фабрично проделанное отверстие избавляет от необходимости иметь гильотинку, а ваниль или вишня по-прежнему смягчают пока еще пугающий вкус непосредственно сигарного табака.
Законодателями моды в этой области следует считать, по всей видимости, американцев. Правда, они творчески переосмыслили то, что было задолго до них, еще на Кубе. Там, на заре сигарной индустрии к добавлению ароматизаторов вынуждала упаковка сигар - они помещались в свиные пузыри, и для улучшения запаха туда клали несколько стручков ванили. По другим источникам, не упоминающим о свиных пузырях, капсулы с ванилью скрывались в связках сигар, обернутых пальмовым листом.
Янки стали использовать соусирование и подслащивание для облагораживания табака. В 1880-х, есть сведения, содержание посторонних веществ (солодковый корень, соки, сахар и пр.) в курительных изделиях, выпускавшихся на территории США, составляло в среднем 16%.
Надо сказать, приукрашивание табака, идущего в обычные сигары, не обозначенные как ароматизированные, - в порядке вещей и сегодня. Можно встретить утверждение, что почти все американские machine-made содержат тот или иной ароматический агент, хотя об этом не упоминается на упаковках. Потребность в ароматическом расцвечиваньи особенно велика в случае с дешевыми продуктами, из простецкого табака, с гомогенизированным, выкатанным из табачной пыли, листом в обвязке и покрове. Верите или нет, но на фабрике Hav-A-Tampa (Флорида) для этих целей используется пиво.
В советские времена начинка для некоторых сигар Погарской фабрики, состоявшая из местных, краснодарских и кубинских табаков, сдабривалась белым сухим вином, хотя вы ни за что не догадались бы об этом, наслаждаясь смесью (о тяге в данном случае не будем говорить), - это был вкус просто табака.
Затрудняюсь сказать, когда появились первые сигары, предъявляющие себя именно как ароматизированные.
Самая старая коробка с обозначением ароматического профиля, какую доводилось видеть мне, датировалась 1940-ми: это были американские Crooks Rum & Honey.
Судя по цене, указанной на упаковке: 5 центов за штуку, к 1930-1940-м относится коробка американских же King-Queen с пометкой Wine Cured (“Обработка с участием вина”).
Между тем, любопытно примечание на коробке New Pappoose, датируемой промежутком 1910-1915: Unflavored (“Без ароматизации”).
Еще я знаю, что в 1968-м американская компания Middleton стала делать Cherry Blend - сигары с трубочным табаком.
Складывается впечатление, что в Штатах ароматизированные сигары были всегда, но их стало гораздо больше и они стали разнообразнее с возникновением сигарного бума середины 1990-х. Ваниль, вишню, ментол, шоколад, клубнику, персик, корицу и пр. можно обнаружить во многих американских сигарных изделиях, соответствующим образом обозначенных (в 2005-м лидировали ягоды, следом шли персик, шоколад, яблоко и виноград).
Сладкий дух этих продуктов, особенно ванильных, подчас настолько могуч, что, кажется, и герметично запечатанная упаковка ему не помеха. Не случайно под ароматизированные сигары на фабриках отводят специальные цеха, а подчас их производство концентрируется на отдельных фабриках.
В Европе, как видится, до начала 1990-х об ароматизированных сигарах не слыхивали. Популярность их возникла с резко возросшим интересом к сигарам вообще, пришедшим из Америки, сигариллы с вкусными добавками стали для масс мостиком в мир сложных и глубоких “настоящих” сигар. На этом пространстве законодателем моды выступили, пожалуй, Moods от Dannemann с трубочным табаком, по сию пору бестселлер, хотя Al Capone Sweets с примесью коньяка, от того же производителя, в России появились еще раньше.
В целом, по сравнению с США, гамма ароматов на европейском рынке ограниченнее (здесь “расцвечивание” базируется главным образом на ванили), а привносимый вкус менее акцентирован. Крис Пфистер, директор швейцарской компании Villiger по экспорту, замечает: “В США в порядке вещей сильная и грубая ароматизация, такая, что вы не можете почувствовать табак. Мы используем табак высшего качества, и если добавляем ароматы, то лишь слегка”.
Любопытны отзывы об ароматизированных сигарах в российском интернете:
“Новичков, может, и не отобьют, но знатокам вкуса не добавят”,
“Не могу привыкнуть к термину "ароматизированная сигара". Что-то то тут да не так, асоциации типа "медовый деготь" или "кислый сахар".
“Многим очень нравится. Есть, конечно, и такие, которые считают, что курение таких сигар - плохой тон, и, боясь прослыть парвеню, даже не пробуют. А напрасно”,
“Сигариллу короткую ароматизированную еще можно выдержать, но вторая подряд уже не идет. А такой размер, как corona... Я раз курил такую, купленную по недомыслию, польстился, дурак, на дешевизну, - докурил только до половины. В общем, ароматизация размером с “корону” - это чересчур”,
“От всех этих "ароматных" сигар создается ощущение, что в табак "запихивали" запах и ему срочно надо освободиться. Сам табак получается как носитель, а не собственно предмет потребления”.
Как бы там ни было, ароматизированные сигары и сигариллы занимают немалую долю рынка и она в последнее время растет.
Успеху этих продуктов отчасти способствует благосклонность к ним со стороны тех, кто вообще не курит: дым классической сигары у кого-то вызывает раздражение, дым ароматизированной сигариллы для них приятнее. Немаловажное обстоятельство, если учесть, что и в Москве уже есть рестораны, кафе и бары, где у входа висит табличка с перечеркнутыми сигарами, трубками и сигариллами (хотя кто скажет, что дым сигареты привлекательнее трубочного?).
Образование, однако, продолжается. Любопытствующий, прочитав немало о том, что истинная сигара - исключительно табак и ничего иного, и малость комплексуя по поводу собственного развития, берется за сигару, на коробке которой обозначена только ее марка: никаких тебе Sweet, Coffe или Pina Colada, никакого тебе гомогенизированного листа.
Табак 100%. Может быть, short filler и машинная выделка. В лучшем случае - длинный лист и hand-made .
Дым мягкий, или жгучий, тут уж что попадется или как человек будет курить, вкус простецкий или завораживающий, тут, опять же, что попадется или насколько человек тонок в восприятии, хотя и как будет курить, тоже важно.
Предположим, и сигара удалась, и куритель ей под стать. Он чувствует, что сигарой можно наслаждаться еще до разжигания, вкушая запахи ее прохладного тела, первородные ароматы тонко возделанного табака, он с приятностью для себя хлопочет по поводу вычурной обрезалки и особой зажигалки, он любуется кончиком разжигаемой сигары, благостно впитывает первый дым и, если сигара хороша, близок к тому, чтобы забыться, раствориться в миражах, образуемых долго выдержанными и искусно сбалансированными листьями - произведениями уникальной почвы, оптимального сочетания солнца и осадков, искусства табаководов, смесчиков и крутильщиков, не допускающих в свои чертоги химиков-лаборантов с их разноцветными ретортами, да и докторов наук тоже...
Да как я получал удовольствие от этих приторных сигариллок, недоумевает теперь уже aficionado.
В конце концов он осознает, что жизнь одновременно продолжается в нескольких измерениях, где у каждого своя радость, и, обретя свою, пребывает в ней, не чувствуя, если действительно тонок и скромен, своего величия по сравнению с другими и не считая их ущербными по сравнению с собой.
Но вот заходит однажды наш герой в табачный магазин, за своим, уже привычным, окидывает взглядом полки, на всякий случай: нет ли чего новенького, - и что он видит? Сигары ручной выделки из длинного листа с броским извещением: Tequila или Sweets.
Тут уж он, как и я, ничего не понимает. Стало быть, возможен человек, познавший прелести добротной сигары из ничем не приукрашенного табака и возвращающийся к соблазнам начальной школы?
Или жизнь убыстрилась и теперь можно перескочить несколько классов и взяться сразу за солидную сигару (ручная выделка и длинный лист), но с манким и очевидным ароматом?
Так или иначе, ароматизированные сигары класса premium - последняя тенденция новейшей истории. Отдельные экземпляры были и раньше: мексиканские Ornelas, в которых присутствует коньяк (какой - неизвестно), доминиканские El Sublimado, в которые добавляется либо 50-летний коньяк Noces d’Or, либо 30-летний Selection des Anges, La Diva, обогащенные коньяком Pierre Ferrand, и Oliveros Gold Seriesв вариациях Cognac (Kelt), Rum, Bourbon, - но сейчас, кажется, все ринулись обогащать и так добротный табак всевозможными добавками.
Не устояли и такие гранды, как Consolidated Cigar (ныне Altadis U.S.A.), General Cigar и Torano Cigars, строго придерживавшиеся традиций в области hand-made: в ассортименте первой компании теперь есть Havana Sweets - сигары ручной выделки с ароматами меда и Irish Cream, на потоке у второй - Helix Infusion (Remix) с амаретто, в портфеле третьей - Reserva Decadencia, сдобренные калифорнийским портвейном.
Вероятно, эта тенденция объясняется стремлением поддерживать объемы рынка, сократившегося со спадом бума, активнее вовлекать в мир сигар интересующихся, но робеющих.
Всем нам присуща бессознательная тяга к сладкому. Склонность к полусухому шампанскому естественна, а вот брют - это уже немножко насилие над собой, следствие образования, воспитанная привычка. Тут требуется время. Между тем, запасам табака нужно движение, тренированным рукам торседора - работа, владельцу бизнеса и прочим игрокам рынка - оборот денег. Вот мы и имеем то, что имеем.
Куба - пожалуй, единственная страна, которая удерживается от ароматизации своих сигар, будь то hand- или machine-made, хотя осторожные разговоры о возможном подлаживании к тренду можно было услышать в кулуарах здесь давно.
У меня эта стойкость и приверженность классицизму вызывает уважение. Объективно, Куба выполняет функцию защиты чистого вкуса в сегодняшнем пестром и обманчивом мире (можно сказать, она противостоит США и в этом плане). А он нуждается в защите.
Пуристу принудительно-духмяные сигары с их манкостью и обольстительностью могут показаться даже опасными, развращающими (и чем тоньше обольщение, тем опаснее). Они сбивают рецепторы. После такой сигары чистая выглядит пресной.
Самые искушенные и проницательные ценители по-прежнему привержены “гаванам” и стоят на своем: в добротной сигаре никогда не бывает вкусовых добавок, и не должно быть. Она достаточно хороша сама по себе и не нуждается в приправах.
Только кто-то понимает это раньше, кто-то позже.
Чаще всего ароматизации подвергаются сигары машинной выделки. Фото: Олег Чечилов.
Технологии примешивания вкуса бывают разные. Dutch Treats (США): в специальном растворе смачивается кончик фильтра. Baccarat (Гондурас): легкая сладость привносится особым клеем, которым запечатывается сигара. Fuente Fuente Forbidden X от A.Fuente (Доминиканская Республика), выпущенные ограниченным тиражом: месяц-полтора сигары находились в дубовых бочках из-под кальвадоса, что, по мнению производителя, сообщило им оттенок яблочной сладости. Villiger (Швейцария): в одном случае в соусе из натуральных компонентов несколько часов выдерживают начинку, в другом - капелька соуса наносится на покров. Фото: Олег Чечилов.
Carlos Torano Reserva Decadencia (длинный лист, ручная выделка), сдобренная калифорнийским портвейном. Фото: Олег Чечилов.
В напитках анис не люблю, а вот «анисовые» тосканки вполне приемлю, особенно с кофе. Фото: Олег Чечилов.