Задавались ли вы вопросом, какое театральное представление самое «сигарное»?
Может быть это балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» (1935) или пьеса русского драматурга и афисионадо Александра Островского «Бесприданница» (1878)? Или же все-таки опера Жоржа Бизе «Кармен» (1875)?
А вот и нет!
На сегодняшний день самый сигарный (причём, без кавычек) спектакль — это пьеса «Анна в тропиках» / Anna in the Tropics американского драматурга кубинского происхождения Нило Круза / Nilo Cruz, получившего за неё в 2003 году Пулитцеровскую премию. После этого пьеса сразу стала «культовой» в латиноамериканском сообществе США и имела определенный успех в Европе.
В США премьера спектакля «Анна в тропиках» состоялась 12 октября 2002 года в «Новом театре» в городе Корал-Гейблс (Флорида). Эта оригинальная постановка была номинирована в 2004 году на премию Antoinette Perry Award for Excellence in Theatre (она же «Премия «Тони») как «Лучший спектакль года».
В центре сюжета рассказ о жизни небольшой семейной сигарной фабрики в Тампе (Флорида), которой владеют кубинцы-эмигранты.
История начинается с того, как в 1929 году на производство приезжает чтец Хуан Хулиан, «выписанный с острова».
Традиции кубинских сигарных фабрик предполагают сопровождать работу торседоров чтением вслух книг и газет. Чтец (или лектор) — образованный и культурный, хорошо одетый и с правильно поставленным голосом — зачитывал крутильщикам сигар как новости из национальных газет, так и мировую художественную литературу. Работники табачных фабрик в те годы, в большинстве случаев, были люди неграмотные и любили слушать увлекательные романы — от «Дон Кихота» Сервантеса до «Графа Монте-Кристо» Дюма, хотя порой и Шекспиром не брезговали.
Годы промышленного роста вносят серьезные изменения в размеренное и старомодное сигарное производство. Табачный рынок захватывают доступные сигареты и дешевые сигары машинной скрутки. Жизнь убыстряется и на размеренное сигарное курение уже не хватает времени. Хозяева фабрик покупают станки, переходят на поточное производство и увольняют торседоров — ручной труд теперь ценится все меньше, а автоматизация производства только растет.
Чтецы тоже будут уволены за ненадобностью, ведь из-за шума машин их голоса не будут слышны. Но они символ неспешного и качественного труда, а также вольного кубинского духа.
«Здесь неба больше, чем дома. И так много света. Кажется, здесь просто негде прятаться», — говорит красавец Хуан, прибыв на «новую родину».
Его чемодан полон книг, но начинает он свою работу с чтения романа Льва Толстого «Анна Каренина», который неожиданно оказывает серьезное влияние на жизнь владельцев и работников фабрики, а также их межличностные отношения...
Больше спойлеров не будет — идите в театр!
P.S. В России постановку «Анна в тропиках» можно посмотреть в Академическом Драматическом театре им. В. Ф. Комиссаржевской (режиссер Александр Баргман) в Санкт-Петербурге и в «Электротеатре Станиславского» (режиссёр Александр Огарёв) в Москве, а также в Саратовском академическом театре драмы имени И. А. Слонова (режиссер Марина Глуховская).