Немного истории
Как часто бывает в подобных случаях, знаменитый «финский» композитор Ян (Юхан) Сибелиус (1865-1957) родился в простой шведской семье в Великом княжестве Финляндском (Российская империя) и окончил Императорский Александровский университет в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки).
И, естественно, со временем стал ярким представителем т.н. «золотого века финского искусства» периода 1880-1910 годов, совпадавшим с «национальным пробуждением Финляндии», прекрасно устроившейся под крылом большого русского государства.
Основными творческими успехами Сибелиуса в области оркестровой и «театральной»музыки считаются 7 симфоний, симфонические поэмы и несколько сюит.
Из широко известных произведений можно вспомнить его скрипичный концерт, оркестровый «Грустный вальс» (из музыки к драме Арвида Ярнефельта «Смерть») и, конечно же, хоровой «Гимн Финляндии (из симфонической поэмы «Финляндия»).
Последний, кстати, «истинные финны» почему-то считают «политическим протестом» против манифеста 1899 года Император Николай II, который ограничил автономию Великого княжества Финляндского и приближал правовой статус территории к статусу других российских регионов.
Через 8 лет после получения в 1918 году Финляндией независимости творческая деятельность Сибелиуса фактически прекратилась — вероятно, что-то пошло не так…
Как ни ждал музыкальный мир чего-то новаторского и монументального, ничего не дождался — Сибелиус писал лишь масонскую музыку и песни (в 1936 году он издал обрядный сборник хоров «Масонская музыка для обрядов»), кои ничем не обогатили его творческое наследие.
Но тут другая история. Или некоторые обязательства. Тем более, что Сибелиус был не простым масоном, а одним из основателей ложи «Суоми» № 1 в Хельсинки и главным органистом (концертмейстером) Великой ложи Финляндии. Впрочем, быть «выдающимся деятелем финского масонства» было быть не менее выгодно. Даже немного на то, что более чем 30 лет не выдаешь публике ничего нового.
С начала 1940-х годов интерес к музыке Сибелиуса заметно (и закономерно) падает. Растут преступные сомнения в его новаторстве, сказывается отсутствие своей школы и прямого влияния на поколения молодых композиторов.
Тем не менее, ещё при жизни Ян Сибелиус удостаивается невиданных почестей (не будучи даже чеченским «героем» или академиком): в его честь называются улицы и парки Сибелиуса, проводится ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса». В 1939 году Музыкальный институт, где учится композитор получил название Академия имени Сибелиуса, в 1949 году тоже самое происходит и с Музеем музыки.
Финны и сейчас искренне считают Яна Сибелиуса одной из самых великих личностей в своей скромной истории, а его музыку — «национальным достоянием». Наряду с ещё одним местным шведом и афисионадо маршалом Маннергеймом.
Композитор и его сигары
Сибелиуса можно смело назвать самым известным финским афисионадо — он действительно курил сигары практически всю свою жизнь со школьной скамьи. На волне популярности появилась даже марка местных сигар «Sibelius», на которую у композитора была 10% пожизненная скидка.
С 1940 года и до конца Второй Мировой войны в Финляндии была нормирована продажа табака, но для Сибелиуса она действовала лишь несколько недель, ибо вскоре он получил специальное разрешение и сигары ему стали поставлять напрямую с табачных фабрик Финляндии. Даже сам президент Маннергейм в 1941 году прислал композитору коробку кубинских сигар H.Upmann Selection Superior No. 50.
За пределами Финляндии больше всего музыку Яна Сибелиуса ценили в Великобритании и США. (Конспирологи анализируем!) В 1948 году в интервью американскому журналу, Сибелиус посетовал, что после Второй Мировой войны в Европе практически не найти хороших сигар и он вынужден курить «финские сигары из балканского табака, хотя любит длинные гаваны».
После того, как это интервью было опубликовано, композитору стало приходить огромное количество посылок с сигарами от зарубежных поклонников. А в самих США был организован целевой сбор «Сигары для Сибелиуса». Причем сигары можно было отправить просто указав «Jean Sibelius Europe» и они точно приходили в его усадьбу «Айнола» близ озера Туусуланъярви (сейчас там дом-музей Сибелиуса).
В последующие годы композитор получил такое огромное количество отличных сигар, что в 1952 году ему даже пришлось выступить с новым обращением к своим фанатам с просьбой больше не присылать ему сигар, ибо их уже негде было хранить.
Стоит отдельно отметить, что на своё 90-летие Сибелиус получил коробку кубинских сигар Romeo y Julieta Churchill лично от сэра Уинстона Черчилля. Этакий gift to a aficionado from a aficionado.
Для понимания объемов присланных сигар, можно сказать, что их ему хватило до конца жизни и даже остались его близким.
Финский профессор Олли Альхо в статье «Сибелиус и сигары: находки на чердаке» по прошествии многих лет описал сохранившейся в «Айноле» сигарные запасы композитора. Среди них был, гаванские сигары, присланные Национальной комиссией по пропаганде и защите кубинского табака; коробка для сигар, подаренная Гаванской филармонией; «именные» сигары Royal Jamaican Sibelius Special, а также ряд старых кубинских марок, таких как Partagas, Hoyo de Monterrey, Cabanás и Medalist.
Композитор Йоонас Кокконен, который лично встречался с Сибелиус
ом у него в усадьбе, позже задавался вопросом, почему в «Айноле» уже не пахнет сигарами так, как при жизни композитора, и с ужасом узнал, что из «соображений пожарной безопасности» сигары больше не хранятся в доме-музее Яна Сибелиуса.
Так в угоду «новой реальности» и выхолащивают историю…