Шило с датчиком

Как я проверял устройство для проверки влажности сигар

Это не гигрометр. Гигрометр бесполезен, когда вам нужно проверить влажность отдельно взятой сигары.

CigarClan, №6, 2002

Из Америки мне прислали чудо-коробочку. Называется DriDamp. Пластиковый футляр, разноцветная шкала со стрелкой, три сектора: желтый - Dry (“сухо”), зеленый - Good (“нормально”), красный - Wet (“влажно”). И - остроконечный щуп. Вставляешь его в открытый конец сигары, на пол-дюйма-дюйм, слегка покручиваешь сигару вокруг своей оси и смотришь на стрелку - она-то тебе всю правду и скажет.

В сопроводительном письме отмечалось, что впервые за двести с лишним лет сигарного производства каждый получил возможность определять влажность сигары, не полагаясь на догадки, и курить сигары именно такими, какими они ему нравятся.

Первым делом я, конечно же, проверил сигары в своем хозяйстве. Проткнул одну, другую, третью... Мне понравилось, как повела себя стрелка - она стабильно устремлялась в комфортный сектор и там застывала. Я люблю комфорт.

На следующий день у меня была встреча с представителем компании, распространяющей оцень ценные сигары. Не сумев совладать с привычкой ложиться с первыми петухами, утром я встал позже, чем надо бы, - попросту говоря, проспал. Надо бы взять что-нибудь покурить, подумал я, зашнуровывая туфли на голодный желудок, успев только почистить зубы. Ближе всего оказался холодильник.

Я скептически отношусь к этому устройству как способу хранить сигары, и даже пишу об этом чуть ли не целую главу в своей книжке про сигары. Но я живой человек, способный, как и положено в наш век быстро меняющихся технологий, к адаптации, и от своего доброго приятеля, с которым мы выкурили не один десяток сигар в его доме, лишенном хьюмидора, усвоил, что пребывание сигар в холодильнике не улучшает их качеств, не сохраняет их влажность, но все-таки лучше, нежели держать их в аптечке или в кухонном шкафу.

Накануне мне посчастливилось стать обладателем дюжины сигар от Алехандро Робайны, не фабричных, что и сами по себе хороши, но непосредственно от дона Аленхандро, которые делаются для его друзей. Беда в том, что мои увлажненные пространства оказались на тот момент переполнены, и я (простите, дон Алехандро и читатели моей книжки), поместил редкостные сигары в холодильник, правда, укутав их в несколько пластиковых мешков, дабы избежать воздействия нежелательных ароматов. Недели, увы, не хватило, чтобы произвести инвентаризацию в хьюмидорах и освободить в них место для робайновских сигар, отправив в холодильник менее ценные (ну кто скажет, зачем я держу в хьюмидоре индонезийские сигары из резаного листа, пусть и ручной выделки, не характерной для такого типа начинки, и необычной формы, или испанские caliquenos, корявые самобытные штучки, рожденные партизанским бытом времен гражданской войны, No pasaran, Хэмингуэй и Михаил Кольцов).

Имея с сигарами дело лет десять, я, надо сказать, приобрел некоторую беспечность в обращении с ними и не паникую, если, открывая под завязку заполненный хьюмидор, едва успеваю ловить сыплющиеся мне под ноги разнокалиберные “витолы”, не умещающиеся в коробках и занимающие пространство между ними. Я очень строг в наставлениях по части обрезания сигары, искренне полагая, что новичок запросто испортит ее ненадлежащим инструментом или отступлением от правил процедуры, но себе могу позволить откусить кончик зубами, когда под рукой нет гильотинки (бывает, что греха таить, и такое, даром что постоянно раскладываю обрезалки по всем карманам всех пиджаков и штанов), или, когда нет никого рядом, спички вышли, а зажигалка сдохла, разжечь сигару над газовой плитой. Мне неловко в этом признаваться, - считайте, что я этого не писал, а вы не читали.

Одним словом, к выходу в свет я был подготовлен, с одной стороны, замечательно (редкие сигары), с другой - отвратительно. Но что делать, я не хотел опоздать на встречу.

Встреча состоялась, мне даже пришлось немного подождать. Разумеется, меня угостили сигарой. Хорошей, хотя не сказали, какой, - должно быть, это была экспериментальная разработка. Я в ответ предложил свою, но честно сообщил, какую (утаив, конечно, способ хранения). Мы благоговейно осмотрели и обнюхали сигары.

Черт меня догадал вспомнить об оказавшейся в портфеле заокеанской штучке с щупом. Велик, видать, был соблазн продемонстрировать чудеса американской инженерной мысли. С благородностью джентльмена я первым делом вставил щуп в свою сигару. Стрелка установилась в секторе “сухо”. Я извинился и, расчитывая сделать комплимент визави, внедрил жало в сигару, предоставленную мне. “Сухо”. Всяко бывает, обменялись мы молчаливо взглядами. Закурили сигары и начали серьезный разговор о тонкостях выращивания табака и прихотливом поведении рынка.

Вкус сигары, честно говоря, я в таких условиях и не ощущаю. Я слушаю не сигару, а собеседника. И это одна мораль сей басни: если вам дорого слово собеседника, не важно, какой влажности сигару вы при этом курите. Если важен политес, а разговор - просто треп, сигара должна быть влажной. Это имеет значение для вашей репутации, но также дает шанс получить удовольствие от сигары. Если для вас на первом месте сигара, курите ее, когда вы один, а сигара правильно увлажнена.

Следующая мораль, подтвержденная щупом (но при определеных навыках очевидная наощупь): холодильник не сохраняет влажность сигар. Держите сигары в хьюмидоре.

Прошло время, и - новая встреча, на этот раз с негоциантом из города, удаленного от Москвы; мы давно знакомы и время от времени видимся. В столице он закупает сигары. С собой у него оказались образцы только что приобретенного товара - “доминикана” причудливой тропической грации, наподобие torbusto, инновации, смело переосмыслившей традиции: смесь torpedo и robusto. Мы долго любовались восхитительными линиями и было уже приступили к их стиранию, как я вспомнил о своей штучке, с которой теперь уже не расставался. “А вот такое видали?” - я ввернул американский щуп в лоно карибской прелестницы (прошу прощения за невольный империализм). “Не видали”, - честно ответствовал гость столицы. “То-то же”, - возгордился я и поглядел на шкалу. Стрелка обосновалась в секторе “сухо”. “И что же, - я приобрел строгий вид, - вы продаете такие сухие сигары?” “Нет, мы такие, случается, покупаем, - был мне ответ. - Они только что пришли из-за океана, перенесли дорогу, а мы потом их восстановим”.

Я порылся по карманам и, конечно же, не нашел обрезалки. Тут взгляд мой упал на жало американского прибора. Я сообразил, что он может сделать дырку и на противоположном конце сигары. Об этом старинном способе лишения сигары девственности я тоже пишу в своей книжке. Один из его недостатков: узконаправленный поток дыма не позволяет ощутить вкус сигары в полной мере, как при поперечном обрезе. Другой минус: возможность сгущения смол на выходе из канала. Кому-то пирсинг, может, и нравится, но я не из их числа.

Это то, чему я учу. Сейчас же передо мной была соблазнительная сигара, отсутствие какого-либо надлежащего обрезательного инструмента и возможность выбора между зубочисткой и жалом американского контрольно-измерительного прибора. Я выбрал второе. Дырка получилась отменной. “Голь на выдумки хитра” - было порадовался я, но вскоре убедился, что дым проходит плохо. А я что пишу в своей книжке... Пришлось расколупать кончик, чтобы проторить дорогу полновесному дыму.

Сигара, по правде говоря, была неплоха, пусть и не в моем вкусе. Но я хотел бы ощущить ее влажной.

И одна мораль сей басни такова. Если в вашей одежде есть потайные карманы, кладите обрезалки и туда. Следующий вывод: покупайте сигары в надежных местах, там, где даже получив сигары подсушенными, некритично, слегка, пусть и в пределах, контролируемых и обозначенных американской инженерной мыслью, их все-таки увлажняют до надлежащей степени и влажность эту потом поддерживают. А в-третьих, цените прелесть пребывания и совершения покупки сигар в тех местах, которые по природе своей являются хьюмидорами и где для высушивания сигар надо хорошо постараться.

Спустя несколько дней мне случилось оказаться у столика, за которым мулатка, выписанная одной из сигарных компаний в нашу столицу, демонстрировала мастерство ручной скрутки сигар. Это распространенная в последнее время акция, практикуемая распространителями самых разных сигар - кубинских, доминиканских, никарагуанских. Хорошее дело. Ведь не у каждого есть возможность перенестись в тропические широты, попасть на сигарную фабрику и увидеть, как все это делается. Вот, пожалуйста, смотрите - не забираясь дальше Садового кольца.

Я и сам, проведя в общей сложности не одни сутки на самых разных мануфактурах, не устаю любоваться отточенными движениями опытных torsedoras, постоянно обнаруживая нюансы, на которые раньше не обращал внимания, и расспрашивать их о том и об этом. Но сейчас со мной была хитроумная американская штучка. Получив из рук мулатки свежескатанную сигару, я тут же вошел в нее щупом. А ведь он правильно работает. Ему можно верить. Стрелка скакнула в район Wet. Иначе и быть не может - из менее влажных листьев сигару и не сворачивают.

И сигара, должен заметить, на вкус была отменной.

Тем не менее, можно предположить, что как раз тропическая кондиция вам не по душе, зато нравятся сигары с пониженной, в свете устоявшихся представлений, влажностью. Вы не оригинал. Скажем, в Англии во все времена предпочитали более сухие “гаваны”, чем где-либо. По наблюдениям Тео Рудмана, в середине 1970-х здесь было всего два-три розничных торговца, которые держали сигары увлажненными, а если бы кто-нибудь вывесил в своем магазине табличку, подобную той, которую в свое время выставил Зино Давидофф (она извещала, что все его сигары хранятся при влажности 72%), покупатели обходили бы его за версту, как чуму. В порядке вещей считалась относительная влажность 55-60%, не рассматривались как преступление даже 50%. Импортеры перед отправкой сигар в розницу помещали их в сушильные комнаты, где не просто доводили их до необходимого уровня влажности при определенной температуре - в этих параметрах они достаточно долго выдерживались, обычно минимум пять лет, - практика, в установлении которой, говорят, значительную роль сыграл Альфред Данхилл. Это было полноценное созревание, превращение сырой (по британским понятиям, и в прямом и в переносном смысле) сигары в утонченно-нежный деликатес. Отсюда - высокомерие одного лондонского негоцианта, позволившего себе заявить: “Сухая, выдержанная сигара дает вам вкус чистого табака, а не просто воды”.

И по сию пору наиболее респектабельные британские торговые дома держат сигары на уровне ниже общепринятого - 60-65%. Примечательно, что в памятке к электронному датчику хьюмидора-шкафа от Dunhill, которым оборудуются места продажи сигар, как ориентир оптимального сочетания температуры и влажности приводятся 20 градусов и 63%. При 18 градусах и 63% он также показывает comfort. Но при этой же температуре и влажности выше 63% на табло появляется предупреждение wet. В другой инструкции к этому хьюмидору зона comfort определяется в параметрах температуры 20-25 градусов при относительной влажности 40-70%.

Разумеется, британские традиции были неведомы коммерсантам из одной нашей маленькой фирмы, в пору рождения отечественного рынка сигар усердно просушившим достаточно крупную партию завезенного продукта - так, что сигары, деревянные и разлохмаченные, потом невозможно было продать, - тут, должно быть, действовали по устойчивой привычке обращения с “Явой”, которую в советские времена доводили до кондиции в домашних условиях на электрической плите или в духовке.

На вкус и цвет товарища нет. Зная это, политкорректные изобретатели DriDamp подчеркивают: сигары, “располагающиеся” в желтой или красной зоне, не являются плохими, если они вам по вкусу именно в таком состоянии.

Между тем, мои похождения с влагомером продолжались. Я залез с ним в настольный хьюмидор моего друга и быстро определил: внизу сигары суше, чем наверху, наглядно убедив его таким образом в необходимости регулярной ротации (сигары, расположенные ближе к увлажнителю, меняем местами с наиболее удаленными от него).

В другом случае американский щуп выявил, что влажность в хьюмидоре вообще недостаточная, несмотря на уверения гигрометра в 70%. Вывод: показаниям гигрометра следует доверять далеко не всегда (тема подбора наиболее эффективной модели и наладки менее эффективных требует отдельного рассмотрения).

Потом меня как-то угостили сигарой, и она была настолько суха, что DriDamp отдыхал. Я полюбопытствовал, где их хранили. Мне показали хьюмидор: электронный датчик показывал 50%. Что тут скажешь: сигары могут высохнуть даже в хьюмидоре, если за ним не следить и не следовать инструкции.

Еще я успел засунуть щуп в “машинную” сигару 3-4-летней давности, хранившейся в фабричной патентованной оболочке из фольги. “Сухо”. Мораль: даже в герметичной упаковке сигары спустя определенное время высыхают.

Обнаружилось слабое место и в самом влагомере. Однажды я “измерил” сигару из надежного хьюмидора - стрелка вошла в сектор “нормально”. Прошли сутки, в течение которых сигара находилась вне хьюмидора, и я проверил ее снова, внедрив чуткое шильце наполовину, - “сухо”.  Вонзил иглу (дюйм с четвертью) до конца - “нормально”.  Попробовал с противоположного конца, - “влажно”.  В соответствии с этой логикой можно предположить, что если сигара была сухой и ее только начали увлажнять, на открытом конце стрелка покажет “влажно” или “нормально”, тогда как по большей части она будет оставаться сухой. Я написал о своем подозрении изобретателям DriDamp, ответили они уклончиво: дескать, щуп достаточно длинный, чтобы оценить разницу в содержании влаги в разных частях сигары.

Все, кому я демонстрировал заокеанский прибор, с любопытством вертели его в руках, но лишь однажды возник вопрос о его природе. И появился он у моего знакомого сигарного бизнесмена, склонного доходить до многих вещей своим умом. Приятель, осматривая чудо-коробочку, взялся за щуп пальцами - стрелка вошла в зеленый сектор. Притронулся иглой к металлической зажигалке - тоже “нормально”. “А что, разве в железе есть вода?” Приятель выковырял из футляра батарейку и поставил обратно. Изучил щуп. “Видишь, полоска? Это изолятор. А прибор - омметр. Он измеряет не влажность, а проводимость. Вода же, как известно, хороший проводник. Жаль, нельзя разобрать, но, думаю, все именно так”.

Я, честно говоря, давно позабыл физику и не стал спорить.

фабрика

Мир сигарных аксессуаров безграничен. Фото: Олег Чечилов.

Забронировать
стол

Нажимая кнопку «Забронировать» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Заказать обратный звонок

Нажимая кнопку «Отправить» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Заказать звонок

Наш сотрудник свяжется с вами для уточнения деталей

Нажимая кнопку «Отправить заявку» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Уведомить о поступлении

Нажимая кнопку «Отправить» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Ваши данные для связи

Нажимая кнопку «Свяжитесь со мной» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Сигарный дом «Гавана»

Добро пожаловать на сайт, обращаем Ваше внимание:

Ваш город — Санкт-Петербург?

Вам исполнилось 18 лет?

Дополнительно сообщаем, что наш сайт использует куки (cookies). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

Ваш город — Санкт-Петербург?

  • Санкт-Петербург
  • Москва
  • Екатеринбург
  • Краснодар
  • Новосибирск
  • Нижний Новгород
  • Казань
  • Самара
  • Другое