Cigar gourmet, №2, 2007
С течением времени меняются фасоны платьев и причесок, автомобилей и телефонов, и фасоны сигар тоже меняются.
Преданья старины
Складывается впечатление, что в далеком прошлом предпочтением пользовались весьма субтильные штучки.
Изучая древние обрезалки, выставляемые сегодня на аукционы, я обратил внимание: диаметр дырок - в диапазоне 7-9 мм, то есть, меньше, чем RG 26, который сегодня имеют самые тонкие “гаваны”.
На самом деле калибр гильотинок ни о чем еще не говорит: в те времена были популярны figurados, заостренные кончики которых и не требовали крупных дырок. Но и рассмотрев множество фотографий начала 20-го века из американских архивов, запечатлевших представителей разных слоев с сигарой в руке или зубах, я не обнаружил слишком уж толстых сигар, хотя Саймон Чейз из британской компании Hunters and Frankau, долгое время связанной с кубинскими сигарами, нашел в анналах упоминание о “гаванах” производства Villar y Villar с ringgauge (RG) от 48 до 56, относящееся к 1904 году.
Если говорить о линиях, это была эпоха figurados.
В 19-м веке, говорят, цилиндрических форм вообще не было, только фигурные. Перебрав сотни лейблов с сигарных коробок конца 19-го - начала 20-го века, докладываю: практически все изображенные на них сигары выглядят одинаково. Запечатанный конец заострен, открытый - заужен, центральная часть - более или менее пузатая.
Саймон Чейз, рассказывая об истории сигарных форматов на одном из семинаров Festival del Habano’06, продемонстрировал порфолио 1880 года гаванской фабрики La Corona: сплошь “перфектос”.
На одном из аукционов я встретил рекламную листовку нью-йоркской фабрики La Reclama, относящуюся к 1911 году: все 18 форматов - “фигурадос” (Bouquet, Petit Bouquet и пр.), с длиной в диапазоне 4”-5”, самые дорогие из которых, категории Class A, Finest Clear Havanas, стоили $16 за сотню. Любопытно, что здесь даже сигары, обозначенные как Panetelas, фигурные.
Хорошо покопавшись, мы найдем parejos (сигары, прямолинейные от начала и до конца) и в тех временах, но, похоже, тогда они действительно были не в фаворе.
Судя по всему, такая же картина сохранялась в первой трети 20-го века. Сигары в виде цеппелинов, зачастую использовавшиеся как атрибут буржуина в советской карикатуре тех времен, скорее всего, объясняются именно распространенностью figurados, нежели их графичностью, соблазнительной для художника.
“Типичная сигара представляла собой perfecto, длиной примерно 5 1/4” и ring gauge, может быть, 40”, - свидетельствует Стэнфорд Ньюман, ветеран сигарной индустрии США, говоря об Америке 1930-1940-х.
Потом фигуристые сигары отошли на задний план. Чейз связывает упрочение в быту parejos с популярностью марки Montecristo, появившейся в 1935-м и первоначально имевшей пять цилиндрических форматов.
Появление в 1970-х на экранах спагетти-вестернов, герои которых курили тонкие сигары, считается, образовало моду на форматы, близкие к panetela. Правда, есть свидетельства, что Palmas - длиной почти 7 дюймов и RG 33 palmas (по сути, длинная panetela) - еще в конце 1950-х были наиболее распространенным форматом на фабриках Тампы, тогда столицы сигарной индустрии США, а Зино Давидофф характеризовал panetela как один из самых востребованных форматов, к тому же быстро растущий в популярности, в своей книге 1967 года (признавая первенство за форматомcorona).
Американский исследователь Роберт Хейманн в Tobacco & Americans (1960) пишет: после 2-й мировой войны люди все больше отдавали предпочтение сигаретам, те стали длиннее и тоньше, и сигарный бизнес ответил на это замещением тучных perfectos и прочих “банкирских” форматов тонкими panatelas и palmas.
Боб Фрутигер, дед которого владел фабрикой в Пенсильвании, рассказывает, что в 1950-м, когда она перешла с ручного производства на машинное, на потоке остался лишь один формат - panatella, и это однообразие объяснялось главным образом сложностью смены пресс-форм на станках, на что требовалось около шести часов, и дороговизной самих пресс-форм. А panatella была выбрана потому, что, по словам Фрутигера, являлась самой ходовой моделью в то время.
Мода, как известно, циклична. В американском журнале 1871 года я встретил упоминание о Panetela как об исчезнувшем формате, в числе таких моделей, как Norma, Noriega, Trabuco и Principe, первоклассные образцы которых, когда эти витолы были в ходу, продавались по $30 за тысячу. “Старые добрые времена”, - вздыхал автор.
Тяга к нимфеткам
Сегодня, как представляется, большинство сигар по-прежнему делается в стиле parejo, но вместе с тем растет интерес и к figurados.
Разнообразные конфигурации появились в ассортименте многих марок, а доминиканский брэнд Aristoff какое-то время специализировался на форматах исключительно в стиле figurados - Belicoso и Perfecto.
Только фигурные сигары делаются на Кубе под маркой Cuaba (тогда как наряду с цилиндрическими они есть в портфеле многих других гаванских брэндов); и я слышал о намерении расширить эту линию, включив в нее все вариации figurados, выпускающиеся ныне на Кубе серийно под разными марками, а также разновидности, существовавшие в прошлом, но потом подзабытые.
В то же время совершенно явственно в последние годы обозначились изменения в предпочтениях относительно габаритов сигар.
Во-первых, в мире сигар появился жанр, которого в древности, возможно, не было вовсе. Это крохотныесигариллы, размером с сигарету, а то и меньше. Они уверенно расширяют свою долю рынка даже там, где испокон веку водились ценители серьезных сигар.
Вот Голландия. Как свидетельствует одна из гравюр, табак в сигары здесь превращали еще в 1740-х. Изучаю журнал Catholic World конца 19-го века, путешественник описывает свои впечатления от Голландии. Раньше он думал, что все здесь курят трубки, но они-то как раз встречались ему в поездке редко. “Едва ли не каждый мужчина, которого я видел, курил, - пишет автор, - но это были сигары”. Сигары как неотъемлемая часть быта сохраняются здесь и по сию пору, только размеры зачастую уже другие.
В 2005-м в Голландии было продано 2,5 млрд сигарных изделий. Coronas, сигары среднего размера, заняли в этом объеме всего 3%, senoritas, потоньше и покороче - 12%, а больше половины всех продаж составили сигариллы.
И такая картина - по всей планете.
Наряду с этим возрос спрос на сигары, форматы которых располагаются в диапазоне между сигариллой и “короной”: с длиной 5 дюймов и короче и калибром 42 и меньше. Эту тенденцию учли все мануфактурщики, включая Кубу. Такие форматы, как Club и Puritos, в добавление к Chicos, здесь стали делать сравнительно недавно. Продолжая курс на облегченные версии, в расчете на неофитов, Habanos S.A. обещает прибавление в линии Guantanamera. Новая модель называется Minutos, как и одна из категорий в кубинской фабричной классификации форматов, подразумевающая длину и толщину petitcorona по универсальной градации.
Между тем, в среде серьезных любителей сигар предпочтения сместились в сторону robusto.
До появления термина robusto сигары подобного формата нарекались rothschild - по имени лондонского финансиста Леопольда де Ротшильда, который в конце 19-го века попросил гаванскую фабрику Hoyo de Monterrey делать для него короткие тучные сигары, сочетающие достоинства большого диаметра с необременительностью в плане времени курения.
В новейшей истории катализатором интереса к этому жанру считаются кубинские Cohiba Robustos, появившиеся в 1989-м. Сигары такого формата выходили и под другими марками, и на Кубе, и за ее пределами, обозначаемые производителями и как robusto, и другими именами, но в установлении моды на эту витолу, возможно, действительно сыграла свою роль магия брэнда Cohiba.
В целом же популярность коротких сигар объясняют образом и обстоятельствами жизни современного человека, не располагающими к неспешным наслаждениям. И времени, и мест для курения становится все меньше. Есть вкусные сигары, требующие полтора, два или три часа, но где и когда вы с ними устроитесь?
Интересна одна из кубинских аранжировок данной темы: рядом с крупными сигарными моделями, имеющими прославленные имена, возникают приземистые сателлиты с именами, производными от названий статных родственников. Утвердившееся имя, таким образом, помогает продвижению новорожденных сигар.
Romeo y Julieta Churchills, длинные и толстые сигары - классика. Недавно появилась их короткая версия – Short Churchills, формата robusto. Edmundo, по универсальной классификации – corona gorda - в семействе Montecristo существуют с недавних пор, они уже успели стать знаменитыми, и кубинцы не задержались с их робустовским вариантом – Petit Edmundo. Еще дальше пошли Hoyo de Monterrey - эта марка обзавелась сигарами, названными Petit Robustos: такой же толщины, как “робусто”, но короче.
Среди других причин миниатюризации сигар - производственные и экономические.
На Кубе иногда выпуск больших и чудных сигар прекращали только потому, что не хватало больших листьев достойного качества. Robusto в этом плане не столь требовательны.
Еще одно обстоятельство: чем крупнее сигара, тем большее мастерство необходимо при ее скрутке. На Кубе в последние годы, по причине роста спроса на сигары и соответствующего расширения производства, происходит активное омоложение кадров, а новички тут не сравнятся с ветеранами. Robusto они могут сделать отлично, но doublecorona или churchill для них гораздо сложнее.
Наконец, фактор цены. Небольшие сигары еще и дешевле.
Охота на мамонтов
Не существует, однако, продукта, который бы устраивал всех. Из Штатов вдруг пошла мода на супертолстые сигары.
Перебрав внушительную стопу проспектов и буклетов, описывающих продукцию Доминиканской Республики, Никарагуа, Гондураса, Мексики середины 90-х прошлого века, я не нашел сигары с калибром больше 50. В первом издании Perelman’s Pocket Cyclopedia of Cigars, вышедшем в 1995-м (этот справочник пристально отслеживает все, что продается в США, представляющих собой самый крупный сигарный рынок в мире), в ассортименте не менее чем тысячи брэндов было зафиксировано всего четыре сигары с калибром не менее 64.
Когда в 1995-м Стэнфорд Ньюман вышел на рынок со своим новым брэндом – Diamond Crown (доминиканская мануфактура A.Fuente), это стало почти сенсацией.
Проект возник в 1990-м. Прежде, как будто, самая толстая серийная сигара в Штатах имела калибр 52. Ньюман решил превзойти этот рубеж и наметил калибр 54 (2,14 см).
Необычная толщина не была самоцелью. Ньюман исходил из представления, что в тонкой сигаре вкус в большей мере определяется покровным и связующим листьями, которые “заглушают” табаки в начинке. Расширяя сигару, он добивался того, чтобы вкус начиночных табаков стал явственнее. По его словам, 54-й калибр позволяет смешивать шесть-семь листьев - дескать, это залог наиболее полного вкуса.
По выходе Diamond в свет кто-то назвал их “OpusX Запада”, поскольку поначалу они продавались на западном побережье США, тогда как Fuente Fuente OpusX - флаговый брэнд семейства Фуэнте - впервые появились на востоке страны. Сигары получили оценку 92 по 100-балльной шкале у экспертов американского Cigar Insider (сателлит журнала Cigar Aficionado).
Конкуренты, которым еще недавно философствования Ньюмана в области физики табака показались бы напрасной тратой нервных клеток, извлекли уроки из этой истории и стали печь сигары одна другой толще, объясняя эту склонность именно возможностью смешать широкий круг табаков. Имена подбирались соответствующие: Legend Gorilla (надо думать, Кинг Конг), Sumo...
Недавно не более чем нишевые продукты, отмечали обозреватели, толстые сигары вышли на авансцену.
Составители рейтингов Cigar Aficionado констатировали: все труднее найти для обозрений представительное количество corona (RG 42) и lonsdale (RG 42-44), тогда как у каждой марки есть corona gorda и robusto, причем - потолстевшие.
Февральской дегустации 2001 года была подвергнута почти сотня corona gorda, и ни одна не превосходила калибром 54 (традиционно калибр в этом формате - 44-50).
Год спустя тестирование проходили сигары разных форматов, включая десяток не-кубинских corona gorda, и половина последних отличалась калибром выше 54 (доминиканская La Gloria Cubana Serie R №6 - калибр 60). То же самое обнаружилось чуть позже в случае с “фигурадос”: 5 из 11 не-кубинских сигар имели RG 54 и больше.
В Perelman’s Pocket Cyclopedia of Cigars 2007-го было отмечено уже 42 сигары с калибром не менее 64.
Тут возникает вопрос: правда ли, что чем толще сигара, тем богаче ее букет?
Если вас интересует мое мнение: прежде всего, мне не очень комфортно с сигарой RG 60. Чересчур громоздка во рту, если это не figurado. И каких-то преимуществ во вкусе с увеличением диаметра до такой степени я не чувствую. Для меня, понял я, приемлемый калибр - 50, как предел - 54.
И вовсе не обязательно, что любая толстая сигара будет интереснее тех, что тоньше. Тут все-таки главное, какая именно смесь заложена в сигару, из каких именно листьев она состоит, как воспринимается лично вами.
Среди множества сигар, что мне довелось попробовать, было немало толстых (robusto, double corona), которые оставили меня равнодушным, и были относительно тонкие (lonsdale или - в широком понимании - panetela), которые заворожили и вызвали пристрастие - скажем, Partagas Serie du Connaisseur №3 или Por Larranaga MonteCarlo.
Выкурив по меньшей мере по коробке Ramon Allones форматов Small Club Coronas (RG 42), 8-9-8 Varnished (RG 42) и Specially Selected (RG 50), я нахожу, что первые две разновидности для меня интереснее. Montecristo A и Montecristo Joyitas (перепад в 21 RG) - это как небо и земля, если говорить о полноте ощущений, но вот Montecristo Especial может поспорить по яркости впечатления с Montecristo A (разница в толщине пусть не такая существенная, но все-таки приличная: в 9 RG).
Кубинцы, надо сказать, весьма сдержанно отреагировали на потолстение сигар, происходящих из других стран. Рынок США для “гаван” закрыт, да он никогда и не отличался утонченностью вкусов.
До недавнего времени самые толстые “гаваны” - RG 52 (2,06 см) - выпускались в фабричных форматах campanas и piramides: это, соответственно, Romeo y Julieta Belicosos, Sancho Panza Belicosos, Bolivar Belicosos Finos, San Cristobal de La Habana La Punta - длиной 5,5” (14 см) и Montecristo №2, H.Upmann №2, Diplomaticos №2 - длиной 6 1/8” (15,6 см).
В последние годы появилось еще несколько фабричных форматов с таким же диаметром - Romeo (Cuaba Distinguidos, длина 16,2 см), Canonazo (Cohiba Siglo VI, длина 15 см), Edmundo (Montecristo Edmundo, длина 13,5 см).
Два новых, еще более толстых формата были воссозданы для марки Cuaba - Diademas и Salomones. Эти витолы выходили серийно под разными марками до революции. В жанре Diademas (RG 55 = 2,18 см, длина 23,3 см) сегодня делаются Cuaba Diademas, в жанре Salomones (RG 57 = 2,26 см, длина 18,4 см) Cuaba Salomones.
И все. До отметки 60 ring gauge тут сигары не доводили.
Трезвомыслящие люди находятся и за пределами Кубы.
В никарагуанской Oliva Cigar Co., просвещая потребителей, объясняют, что сигары с калибром в промежутке 43-50 идеальны в плане сбалансированности для любой смеси.
Интересна также точка зрения Лью Ротмана, крупнейшего сигарного негоцианта в США, отличающегося незашоренностью взглядов. Отмечая распространенное представление о том, что сигары меньшего диаметра горячее в курении, и признавая за ними такое свойство, он, однако, не считает это безусловным недостатком. “Сигары-мамонты склонны быть настолько прохладными, что нередко трудно поддерживать их горение. К тому же их габариты существенно затушевывают аромат. В сигарах меньшего диаметра, как раз благодаря более активному сгоранию листьев, он раскрылись бы полнее”. Поэтому, объясняет Ротман, опытные курители предпочитают калибры 40-46, оставляя сигары-монстры новичкам.
И кто-то прогнозирует повышение интереса в недалеком будущем к таким форматам, как corona gorda (RG 46) и churchill (RG 47).
В 19-м веке, говорят, цилиндрических форм вообще не было, только фигурные.
Только фигурные сигары делаются сегодня на Кубе под маркой Cuaba.
Кубинская тенденция последнего времени – умеренно толстые сигары небольшой длины.