Для начала приведем отрывок из пьесы «Бесприданница» (1878) Александра Островского, который как известно сам курил сигары и, очевидно, кое-что в них понимал.
Карандышев (Паратову): Не угодно ли сигар?
Паратов. Да ведь, чай, дорогие? Рублей семь сотня, я думаю.
Карандышев. Да-с, около того: сорт высокий, очень высокий сорт.
Паратов. Я этот сорт знаю: Регалия капустиссима dos amigos, я его держу для приятелей, а сам не курю.
Дело в том, что о описываемой сцене чиновник Карандышев, принимая богатых гостей, подает дешёвые вино и сигары, выдавая их за дорогие. А судохозяин Паратов тонко издевается над Карандышевым, добавляя к названию сигар несуществующую латинизированную атрибуцию «Регалиа капустиссима», в которой второе слово образовано от слова «капуста» по созвучию с итальянским bellissimo («прекрасно» в превосходной степени).
И капуста, как оказывается, там не спроста…
Про конец XIX века ничего не могу сказать, но документально подтверждено, что в Первую Мировую войну Германия, столкнувшись с серьезным дефицитом «колониальных товаров», стала производить суррогаты — в первую очередь, эрзац-кофе (цикорий и т.д.), эрзац-шоколад («соевый» и т.д.) и, естественно, эрзац-табак.
Наиболее жестокие имитации коснулись сигар — они стали производиться из сушёных и пропитанных никотином капустных листьев. Стоили они недорого и не только продавались в табачных лавках, но и поставлялись в воюющую германскую армию.
Эта практика продолжалась и в Веймарской Германии.
«… Рим летом пахнул пригорелым маслом, Париж — варёным асфальтом, Лондон — копчёной кожей, Берлин — капустной сигарой, столицы Скандинавии — свежей рыбой, столицы Балкан — жареным поросёнком и базаром…».
Михаил Осоргин «В тихом местечке Франции» (1940)
Как видите история старая, но до сих пор, к нашему сожалению, актуальная…Правда, сейчас капусту не используют — хватает простого табака, но от этого потребителю не легче.
Изначально т.н. «соус» [как бы] предназначен для «улучшения свойств и качества табака». Плохого табака, замечу я… Ибо хороший в сём процессе не нуждается.
Соусированные листья табака действительно станут насыщенными (будет выше содержание никотина, например) и ароматнее, а также эластичнее и внешне «красивее» (речь в первую очередь о покровном листе).
Сам же процесс соусирования представляет собой замачивание листьев табака в неком растворе, который изменяет его вкусовые качества и, отчасти, физические свойства (например, цвет и эластичность). Ещё применяют опрыскивание, но реже. Ибо способ хоть и «щадящий», но «палевный» — он дает неравномерный эффект и его применение визуально заметно по небольшим пятнам на листах, если сигару «разобрать».
Если раньше соусировали только дешёвый табак скверного качества, то нынешние «инновации» дошли и до обработки вполне неплохого табака с целью усиления его крепости и более «товарного» колора.
Плюс параллельно соусированию может идти процесс дополнительной ароматизации и даже окрашивания табачного листа, что имеет ещё более стойкий эффект.
В прошлую эпоху в качестве ароматизаторов используют как натуральные (ваниль, ягоды, мёд, коньяк, ром и т.д.), но теперь в ход идут также в большей степени «идентичные натуральным», т.е. химические имитаторы. Красители же стопроцентно — это «химия».
Способен ли потребитель распознать сигару из соусированного табака? И да, и нет. Все очень индивидуально и на уровне легких ощущений и эмпирических догадок.
Вы можете сами провести эксперимент по «соусированию» в домашних условиях — различные «соусы для табака» открыто продаются на маркетплейсах. Но положительные результаты вам никто не гарантирует.
В заключении ещё раз процитируем тот же очерк эмигрантского писателя Михаила Осоргина: «… Не знаю ни одного француза, который думал бы, что капустная сигара лучше родного свирепого «капораля» [сорт крепкого темного табака], разлагающего даже глиняную трубку!» («В тихом местечке Франции», 1940).
В отношении соусированной сигары мы придерживаемся схожего мнения — натуральная всё же лучше…
Закончим нашу статью лозунгом: «Настоящие сигары для настоящих людей!».
- S. Тема фальсификации и имитации сигар, в том числе и помощью соуса, была не чужда русской прессе начала ХХ века. Так, летом 1903 года газета «Московскiй листокъ» писала:«Одна нью-йоркская фабрика изготовляет с большим успехом бумажные сигары. Особого рода бумага пропитывается соком из табачных листьев и прессуется. Ей затем придают форм настоящих табачных листьев, выдавливают на ней для большей иллюзии жилки и скручивают из нее сигары. Удивительнее всего, что «любители» курят эти «сигары» и даже признают их «великолепными».