Большие мировые газеты редко пишут о сигарах. Тем более, вне связи со скандалами или «борьбой с табакокурением».
Предлагаем нашим читателям авторизованный перевод статьи Тома Чамберлина (Tom Chamberlin) от 15 октября 2024 года, опубликованной в ведущей британской газете The Times, которая издается с 1785 года (настоящее время принадлежит медиакорпорации News Corporation Руперта Мёрдока).
НЕ КУРИТЕ ИХ! СИГАРЫ ПО 4000 £
Налоговые уклонисты, дефицит, новые коллекционеры — все эти факторы внезапно превратили сигары в одну из самых выгодных инвестиций в индустрии роскоши.
Во время войны американских налоговых уклонистов в 1776 году [будущий президент] Джордж Вашингтон направил Второму Континентальному конгрессу письмо, в котором говорилось: «Если вы не можете прислать деньги — присылайте табак». Если бы сэр Кир Стармер, премьер-министр Соединенного королевства, был искренен в своём желании залатать дыры в наших государственных финансах, он бы мог поступить также мудро и использовать принцип Вашингтона. Только в этом случае, ему следовало бы просить кубинские сигары.
Когда-то все было намного проще: люди весело проводили время и курили сигары, наслаждаясь и получая удовольствие от курения. Николас Фоулкс, автор книги Cigars: A Guide (2017) и обладатель титула Hombre del Habano 2007, вспоминает о великом (афисионадо и рестораторе) Марке Бирли: «Его дворецкий сказал мне, что ему очень жаль, но мистер Бирли не может подойти к телефону, потому что он занят отдыхом». Без сомнения, он был с одной из своих любимых сигар Cohiba Siglo I, которые «он обычно хранил в коробке рядом с креслом, чтобы в ней можно было копаться, как в миске с арахисом».
В наши дни, как я лично убедился в июне этого года на торжественном гала-ужине в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, прошедшем в рамках Habanos World Day, посвященном 55-летию марки Trinidad, такой стиль отдыха ценится очень высоко. Хьюмидор с 550 винтажными сигарами Trinidad Fundadores был продан на вечернем аукционе футбольному агенту за 2,09 миллиона фунтов стерлингов. Что составляет 3 800 £ за сигару, в то время как её релиз 2024 года обошелся бы всего по 140 £ за сигару. Всего же было пять лотов, и они были проданы суммарно за 4,4 миллиона фунтов стерлингов.
Упрощенное объяснение не позволит даже самым искушенным знатокам погрузиться в эту тему. Джемма Фриман, председатель правления Hunters & Frankau, эксклюзивного импортера кубинских сигар в Великобритании, говорит: «На всё это во многом влияет предложение. В конце 1990-х годов был бум (из-за выхода журнала Cigar Aficionado), за которым последовал переизбыток предложения, а затем наступил хронический дефицит, поэтому люди просто брали то, что им попадалось, и сигары, которые никому не были нужны, внезапно стали востребованными».
Предложение зависит от нескольких факторов. Начнем с того, что на Кубе часто случаются ураганы, поэтому табачные плантации и хранилища табака в Пинар-дель-Рио (лучшем и наиболее прибыльном регионе) находятся под постоянной угрозой уничтожения. Ураган «Ирма» в 2017 году нанес серьезный ущерб производству табака и привел к дефициту сигар Cohiba Behike, для создания которых требуется четвертый лист — medio tiempo, в то время как в других кубинских сигарах используются листья только трех типов: seco (для аромата), volado (для горючести) и ligero (для крепости). В настоящее время последствия урагана «Ян», обрушившегося на Кубу в 2022 году, начинают проявляться в виде дефицита по всем направлениям. Кроме того, упорное стремление Кубы к коммунизму привело к нехватке элементарных товаров, таких как бечёвка, а она крайне необходима для производства покровного листа. А если нет покровника — нет и сигары.
Предложение само по себе имеет смысл, если оно в pas de deux [па-де-дё] со спросом — и этого вполне достаточно. У Кубы есть привычка принимать странные решения, например, снимать с регулярного производства популярные сигары, что является либо гениальным решением, либо циничным, а возможно, и тем, и другим одновременно. Исключение Trinidad Robusto Extra в 2012 году — один из таких примеров. Эдди Саакян, владелец лондонского магазина Davidoff, говорит: «Они утверждали, что эта сигара не так популярна, как я считал, но я не мог понять почему, ведь это была вкусная сигара, всегда хорошего качества и всегда хорошо продававшаяся. В зависимости от того, какого возраста они были на момент выпуска, они стоили около 35 £, а сейчас стоят 200 £».
Возникший дефицит и ограниченные тиражи приносят хорошую прибыль. Habanos S.A., частично принадлежащая кубинскому правительству и занимающееся продажей сигар, обладает большим опытом работы и понимает насколько коллекционеры восприимчивы к повествованиям и выпускам лимитированных серий. С момента выпуска первой ограниченной серии сигар в 2000 году, компания нашла способы создавать сигары, релиз которых вызывают ажиотаж.
Наиболее известными из них являются выпуски Gran Reserva и Reserva Reserva, в которых табаки имеет дополнительную выдержку (пять и три года соответственно), а также региональные выпуски, когда сигары выпускаются для одного конкретного рынка в ограниченном количестве и больше нигде не продаются. Шансы на то, что стоимость этих сигар удвоится в течении года после релиза, чрезвычайно высоки — стоимость британских региональных сигар Por Larrañaga Sobresalientes 2014 года в настоящее время в пять раз превышает их первоначальную стоимость.
Играет тут ли возраст такую же роль, как у вина? Возможно, но не существует возраста сбора винограда, а вкусовые качества сигар меняются в зависимости от ферментации табака, что во многом зависит от того, как хранятся сигары. Таким образом, хороший уход за ними связан не только с сохранением их вкусовых качеств, но и с ценностью.
Как любой сельскохозяйственный продукт, сигары подвержены болезням. В 1980 году голубая плесень — ещё называемая фермерами bête noir или bête bleu — уничтожила 90 % всего урожая табака на Кубе, и только благодаря [руководителю Национального института табака Кубы] Эумелио Эспино Марреро — ученому, которому удалось вывести устойчивый табак — отрасль не была полностью уничтожена.
Помимо этого существует также проблема сигарных долгоносиков [табачных точильщиков] — насекомых, которые способны прогрызать себе путь из сигары в сигару. Эдварду Саакяну, отцу Эдди из Davidoff, пришла в голову идея холодного хранения: «Я попросил установить такой же кондиционер, какой используют мясники для хранения мяса, и это сработало — не стало никаких жуков».
К счастью для коллекционеров, подобные холодильники не обязательны: недавнее изобретение Boveda pack — небольшого пакетика с солевым раствором, который имеет двустороннюю систему увлажнения, позволяющую поддерживать определенный уровень влажности в хьюмидоре (или даже в пластиковом пакете с застежкой) — сделало хранение сигары более привлекательным, а обслуживание невероятно простым.
Некоторые могут справедливо заметить, что сигары в Великобритании стоят дорого из-за налогов. Да, акцизы на табак высоки (395 £ за килограмм сигар), но потребитель, возможно, обрадуется, узнав, что правительство в одночасье повысит стоимость уже имеющихся у него сигар, поскольку ежегодно в ноябре пошлины на табак повышаются примерно на 3-5%. Именно в ритейле есть реальный потенциал для роста. Элисон Пирсон, партнер по работе с частными клиентами в аудиторской фирме Mercer & Hole, говорит: «Все, что имеет прогнозируемый срок службы менее 50 лет, называется бесполезным активом. И если это так, то оно освобождается от налога на прирост капитала». Как добавляет Джемма Фриман: «Я не уверена, что знаю кого-то, кто бы покупал кубинские сигары, выпущенные до введения эмбарго, в надежде их выкурить».
Брендинг тоже играет свою роль. Недавно компания Habanos S.A. приняла решение сделать различные бренды ещё более премиальными, и лидером среди них стала Cohiba. Сигары этой марки, безусловно, являются самыми дорогими сигарами регулярного производства, которые можно купить в настоящее время, а лимитированные выпуски дают потрясающую отдачу. Лимитированная серия Cohiba Robustos Supremos 2014 года выпуска была выставлена на продажу по цене 35 £ за штуку. Если вы сможете найти его в магазинах сегодня, то вам повезет, если он будет стоить менее 650 £ за сигару.
Боязнь подделок, которых существует множество, привела к тому, что, как и в случае с классическими автомобилями или часами, бумажная волокита принесла пользу Великобритании. 25 лет назад была введена система English Market Selection* (EMS) — с тех пор наклейка с литерами EMS на коробке с кубинскими сигарами, безошибочно указывает на то, что эти сигары были изготовлены благодаря добрым людям из Hunters & Frankau, которые удостоверили их подлинность. Сигарные сомелье в частных клубах для членов клуба, таких как Hertford Street, 5, где собрана лучшая коллекция сигар среди других лондонских клубов и отелей, говорят, что китайские клиенты с удовольствием посещают их, поскольку хотят видеть наклейку EMS на приобретаемой коробке сигар для своего душевного спокойствия.
С тех пор, как в 2020 году конгломерат из КНР купил 50 % в Habanos S. A. за 1,1 миллиарда фунтов стерлингов, Китай является главным действующим лицом всей этой истории. Их креативный подход к выпуску новых релизов сигар, например, таких брендах, как Cohiba и Trinidad, виден как отпечатки пальцев на новых лакированных коробках. Фримен говорит: «Суть этого нарратива в том, что такие сигары теперь относятся к совершенно иному классу активов, чем когда-либо. И новые коллекционеры по-настоящему приобщились к собиранию сигар класса люкс».
Это сказывается не только на первичном рынке, где сигары становятся дорогими, как только они покидают Гавану, но и на вторичном рынке, включая аукционы. Аукционный рынок в какой-то момент был хорошей торговой площадкой, где ритейлеры покупали сигары и наживались на них продавая в сигарных магазинах. Сегодня здесь наблюдается большая конкуренция. В этом году на фестивале Habanos хьюмидор Cohiba, содержащий 500 сигар, был продан за 4,1 миллиона фунтов стерлингов. В общей сложности восемь лотов аукциона (3 005 сигар) собрали почти 15 миллионов фунтов стерлингов. Это выглядит ещё более впечатляющим из-за того, что до 2020 года ни один проданный лот не превышал 1 миллион фунтов стерлингов.
Наиболее востребованными, естественно, являются бренды, которых больше нет на Кубе, в частности Dunhill и Davidoff, которые производили свои сигары там вплоть до начала 1990-х. Митчелл Орчант, управляющий аукционами C.Gars Ltd. в Великобритании, говорит: «Азиатский рынок продолжает оставаться очень сильным. И как всегда, сигары Davidoff и Dunhill пользуются самым большим спросом и продаются за высокие цены. Поставки этих редких сигар сократились, хотя мы по-прежнему получаем коробки в хорошем состоянии, а также небольшие коллекции».
Когда речь заходит о курении сигар, используются все обычные предупреждения о вреде для здоровья, но эта статья, возможно, предназначена для сторонников борьбы с курением. Учитывая нынешнее положение дел, начиная с налогов, которыми государство закрывает дыры в бюджете, выискивая каждый свободный пенни, до изменчивых рыночных тенденций, которые никто из нас по-настоящему не понимает, лучшее, что вы можете сделать со своими инвестициями, если они представляют собой лучшие кубинские сигары, — это оставить их в покое.
Пять самых дорогих сигар (цена за штуку):
- Cohiba Behike 56 — 600 £
- Cohiba Siglo VI — 150 £
- Trinidad Fundadores — 140 £
- Montecristo A — 130 £
- Cohiba Esplendidos — 100 £
Пять самых дорогих сигар на вторичном рынке (цена за штуку):
- Cohiba Behike 2006 — 10 000 £
- Cohiba Siglo VI Gran Reserva — 3 000 £
- Davidoff Dom Perignon — 2 500 £
- Dunhill Double Corona — 2 000 £
- Cohiba Ideales — 1 000 £
* — Почти забытый в современном сигарном мире термин English Market Selection или EMS, был довольно популярен до американского эмбарго Кубы, когда кубинские сигары ещё продавались в США. В то время большинство американских афисионадо предпочитали сигары местного производства с зелёным покровным листом «кандела» (candela), маркируемые как American Market Selection (AMS). Сигары с натуральным коричневым покровом (как правило, кубинские) именовались в США — English Market Selection (EMS), то есть созданные для британского рынка. В Великобритании этот термин используется до сих пор — он присутствует на коробках премиальных кубинских сигар, поставляемых компанией Hunters & Frankau, официальным дистрибьютором Habanos S.A.