ПРЕДУПРЖДЕНИЕ: СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ
В кинотеатрах сейчас во всю идет новый фильм Гая Ричи, основанный на реальных событиях, хотя, посмотрев его, так и хочется добавить – условно реальных событиях. Но обо всем по прядку.
Нам, как афисионадо, достается все реже и реже лицезреть на больших экранах красивые и стильные кадры с сигарами, и Ричи остается одним из немногих режиссеров, который продолжает радовать нас и делает это вполне со знанием дела.
В «Министерстве» сигар хватает, курят красиво и много. Из рук, как и положено, не выпускает сигару Черчилль, окутывая нас клубами дыма. Мы получаем совершенно очаровательную и юморную сцену с кражей сигар из министерского кабинета главным героем – Гасом Марч-Филлипсом. Потом он стащит зажигалку у Яна Флеменга, да обзаведется еще парой пальтишек. Многие уже пошутили на тему того, что раз в фильме нет цыган, то почему бы не наделить цыганскими замашками главного героя? Опасная Эйса Гонсалес променяет в одной из сцен уточенный мундштук с сигаретой на сигару – прекрасный прием усилить впечатление зрителя, что здесь она «на равных» среди мужчин.
Картина радует приятным цветкором, сочной общей картинкой, отличными экшен-сценами и плавностью повествования. Но нет-нет да и поймаешь себя на мысли, что где-то ты это уже видел. Видел в картинах самого же Ричи и, что весьма неожиданно, в фильме Тарантино «Бесславные Ублюдки».
Германия захватывает Европу, американцы не могут переплыть Атлантику из-за немецких подлодок и спасти всех, России не существует на карте. Все стабильно. Справится с секретным заданием может лишь специальный диверсионный отряд головорезов, созданный по поручению Уинстона Черчилля.
Да-да, у нас опять команда отпетых мерзавцев, которыми нравится убийство ради убийства. Тиль Швайгер, играющий Генриха Люда, лишь усиливает ассоциации с упомянутыми выше «Бесславными Ублюдками».
Герои наши, хоть и мерзавцы, но, как и положено, героям – обаятельны, перекачены и везучи. В отличии от прототипов, которых нам покажут в конце фильма, будто бы еще раз напоминая, что фильм вообще-то «based on the true story». Собственно, для людей незнакомых со секретной операцией «Почтмейстер» возникает много вопросиков. О них и поговорим.
Да, действительно такой отряд существовал и был создан Черчиллем в 1940.
Да, цель его создания была «играть не про правилам» и привлечь к выполнению миссий особых бойцов.
Да, Ян Флеменг принимал участие в планировании данной операции и, определенно, почерпал из нее вдохновение для создания своего будущего агента 007.
Тогда что же не так с событиями, происходящими в киноленте?
Несмотря на то, что личность Гаса (Генри Кавилл) и так была выдающаяся, а успехи на фронте впечатляющими, они явны были искажены и приукрашены (или перекачены?) в угоду зрелищности. Как в целом и вся картина. Герои крайне далеки от реальных людей, показанных в конце. Да и не были они эдаким «Отрядом самоубийц». Безусловно, бойцы, которые служили в этом подразделении, принимали смерть, как само собой разумеющееся (и, собственно, умирали довольно быстро), но точно не являлись попкорно-картонными личностями. Дисциплина, холодный расчет, продуманность действий, возможность устранить противника в близи, не привлекая к себе внимания. Подрыв весомого стратегического объекта явно не про продуманность действий и «не привлекать внимания». Герои киноленты уверенно делают все наоборот -- устраивают настоящее фаер-шоу и лихо убивают нацистов пачками. В реальности изначальная цель была угнать лайнер (да и не один, а целых три), а ход миссии крайне отличался от кровавой бойни, которую нам показали на экране. На борту находилось очень мало людей, ни о какой безжалостной резне топором речи и не шло. Да и швед Андерс Лассен (Алан Ритчсон) хоть и слыл бесстрашным и хладнокровным, все же был аристократом. Современники говорили о нем «крадется как кот, исчезает как призрак».
Надо отметить, что Гас действительно женился на Марджери Стюарт (Эйса Гонсалез) спустя пару месяцев завершения операции. Вот только нет никаких свидетельств, что Марджери принимала участие в ней и когда они познакомились с Гасом, доподлинно не известно.
Безусловно, не стоит ждать от фильма Гая Ричи скрупулезного конспекта по истории, но и цель полного искажения героев и хода событий остается непонятной, ведь реальность не менее интересна и зрелищна.
N.B. Если интересна тема создания специального отряда, то лучше почитать книгу Дэнила Льюиса с одноименным названием «Министерство Неджентльменских Дел», в которой, к слову, операции «Почтмейстер» уделяется довольно мало страниц