Музыка, наравне с сигарами и ромом, — самый экспортируемый кубинский товар. Но музыка, движимая лучшими талантами Карибов, как нельзя лучше определяет многогранную культуру Кубы.
История
В кубинской музыке слились наследия Испании и западной Африки. Хранителями особых традиций были так называемые кабильдо — социальная группа африканских рабов, перевезенных на остров. Они поддерживали свои коренные традиции даже после отмены рабства на Кубе в 1886 году, когда большинству свободного населения пришлось присоединиться к Католической церкви. Параллельно возникла новая «религия» — сантерия, от испанского santa — святой. Это симбиоз католицизма, верований народа йоруба, и даже вуду. Из сантерии в кубинскую музыку пришли перкуссия и ритмы. Здесь родился тот самый ритм клаве, знакомый всякому, кто хоть раз пытался танцевать сальсу или просто умеет внимательно слушать. Сегодня на ритме клаве построены сальса, бачата, мамбо, румба, латинский джаз и другие жанры.
Идея объединить на одной пластинке табак и музыку не нова: существуют десятки музыкальных сборников специально для тех, кто хочет обратиться к кубинским сигарам под аутентичный аккомпанемент. Но если взглянуть повнимательней, можно найти истинные драгоценности даже в такой растиражированной теме, как латиноамериканская музыка и сигары.
Музыка
Один из первых сборников, объединивших под одной обложкой музыку и сигары, был выпущен компанией Cubatabaco. Эта компания была основана в 1962 году, после национализации табачной промышленности и прихода к власти Фиделя Кастро. На пластинке под названием Tabaco Verde («Зеленый табак») вышло всего четыре песни, зато каких — классическая баллада Guantanamera, Que Viva Cha Cha Cha от Orquesta Aragon, Siboney от до сих пор здравствующей гаванской певицы Омары Портуондо и заглавная Tabaco Verde от баритона Рамона Кальсадилья. Задумчивое лирическое настроение баллад настраивает на ностальгический лад и как будто переносит слушателя в те времена, когда Куба была молодой и свободной.
Клуб «Буэна Виста"
Сегодня еще доносится до нас слава Buena Vista Social Club, куда входила и вышеупомянутая Омара Портуондо. Этот оркестр основан в 1996 году, с целью восстановить кубинскую музыку дореволюционной эпохи и продолжить традицию больших оркестров. Название взято в честь одноименного клуба, популярного в старой Гаване в 1940-х. Большинство музыкантов были уже на пенсии, и исключительно ради оркестра вернулись к музыке. И не зря: их первая совместная пластинка принесла им американскую премию Грэмми.
Немецкий кинорежиссер Вим Вендерс снял об оркестре документальный фильм, принесший музыкантам еще больше известности и позволивший возродить мировой интерес к кубинской музыке с новой силой. Примечательно, что один из концертов их прощального Adios Tour состоялся в Санкт-Петербурге на фестивале «Стереолето» в 2014 году.
Музыкант, прославившийся на весь мир благодаря Buena Vista Social Club — Компай Сегундо (compay — от compadre, в переводе кум или крестный, обычная форма обращения на Кубе, почти как «друг»; segundo — второй), урожденный Франсиско Репиладо. Компай начал свою трудовую деятельность в 14 лет на сигарной фабрике, где скручивал по 300 сигар в день. В те времена сигары были намного меньше по размерам — возможно, поэтому рядовому рабочему удавалось сделать так много. По словам самого музыканта, он был не лучшим работником, и даже был уволен. Чему в итоге он только радовался, ведь это позволило ему плотнее заняться музыкой. Зато любовь к сигарам он пронес сквозь всю свою жизнь — с удовольствием пел и играл на сигарных ужинах, и сам курил до конца жизни.
В честь 95-летия Компая Сегундо, в 2003 году, совсем незадолго до его смерти, Куба почтила его заслуги особым образом и выпустила 95 памятных хьюмидоров с портретом музыканта. Внутри 95 сигар, среди которых 55 сигар Montecristo No. 4 и 40 штук Salomones No. 2. Каждый хьюмидор стоил по 2000 $. Сигарная мануфактура Tabacalera Perdomo из Никарагуа также отметила творчество Компая и оркестра в своем ассортименте. Четыре формата Compay были названы Buena, Vista, Social и Club, соответственно.
Музыка не раз становилась вдохновением для афисионадо. Есть целая марка сигар Guantanamera, названная так в честь классического хита 1960-х «Девушка из Гуантанамо» (Guantanamera). Каждая витола под этим брендом имеет «музыкальное» название, и одна из них — Compay.
Танцующая Куба
Другие мастодонты гаванских ритмов — Los Van Van. Эта группа с момента своего основания в 1969 году и до сих пор занимает первое место среди танцевальных групп Кубы. Ее продуктивности можно позавидовать: на их счету уже 36 альбомов. Группа постоянно развивается и меняет свой состав. Помимо основателя Хуана Формеля, который руководил коллективом до своей смерти в 2014 году, в состав группы входили множество музыкантов, сделавших большую музыкальную карьеру. Прославился коллектив и очень длинными живыми выступлениями, за что они особо любимы танцующей публикой. В 2014 году Los Van Van открывали XVI Festival del Habanos.
Музыка с сигарой
Кубинские авторы часто обращаются в музыке к теме сигар. Ведь настоящая «гавана», как и музыка, составляет самую суть кубинской культуры. Один из выдающихся музыкальных сборников «про табак» — это Tabaco Music (feat. Ramón Veloz, Gina León, Barbarito Diez, Orquesta Walfrido Guevara, Elena Burke, Domingo Lugo, Orquesta Armando Valdespi, Carmen Flores, Septeto Nacional, Rolando Laserie, Benny More). 12 баллад о табаке, специально для любителей романтики и сигар. Одна из песен на пластинке называется Humo en los ojos («Дым в глазах»). Дым в латиноамериканской лирике превращается в метафору любовного тумана, волшебного очарования, меняющего реальность смотрящего. Метафора встречается нередко. Например, широко известный доминиканский певец и композитор Хуан Луис Герра, один из создателей жанра бачата, написал балладу Señales de Humo («Знаки дыма») — образец вдохновляющей испаноязычной любовной лирики современности.
Вдохновляющая сигара Чучо Вальдеса
Самый известный афро-кубинский джазовый пианист любит выступать с сигарой во рту. Он словно черпает вдохновение в аромате табака. Его сигара не покоится в пепельнице, нет — он умеет виртуозно играть на пианино и дымить «гаваной» одновременно. Его лучшие джем-сессии всегда сопровождались густым ароматом сигарного дыма. Чучо начал свою музыкальную карьеру в 16 лет. В 1972 году он уже основал своё джазовое трио Irakere.Его отец, знаменитый Бебо Вальдес, также был известнейшим пианистом и любителем сигар. Бебо покинул Кубу немедленно после революции, разлучившись с сыном.
Однако много лет спустя, в 2007 году, отец и сын записали совместный альбом «Вместе навсегда» (номинировавшийсяна Грэмми), ставший венцом карьеры и последним при жизни Бебо — его не стало в 2013 году, в возрасте 94 лет. Несмотря на преклонный возраст (сейчас ему 78 лет), Чучо Вальдес продолжает активно гастролировать по миру и давать концерты, исполняя прежде всего латинский джаз и классику. В 2018 году он выступал в Москве.
В сигарном мире Чучо также не остаётся незамеченным. Он несколько раз выступал для гостей фестиваля Habanos, а в честь его 70-летия была выпущена лимитированная коллекция хюмидоров в форме рояля, которые изготовила мастерская De Cuba в количестве всего 70 штук. Каждый хьюмидор был выполнен вручную, пронумерован и содержал 20 сигар Montecristo No. 2 и 18 сигар Cohiba Piramides Extra Vintage 2012.
У каждой страны есть своя неповторимая артистичность. У кого-то она выражена сильнее. И Куба, отчасти благодаря неявным влияниям извне, отчасти из-за собственной яркой колористики, покоряет своей индивидуальностью и ни с чем не сравнимыми ритмами, обогащая мировую культуру.