Ежемесячник «Винная карта», июнь - июль 2007
Сигарные банты, которых не было на сигарах
В английском языке бант, колечко на сигаре - band (“бэнд”). Сигарный бант на Кубе - anilla (“анийа”). Но коллекционирование сигарных бантов - витолфилия.
Происхождение последнего термина объясняется распространенным в Испании употреблением слова vitola в смысле “сигарный бант”. Здесь, наверное, самые серьезные коллекционеры в мире по этой части.
В последнее время, с ростом интереса к сигарам, коллекционеров сигарной атрибутики становится все больше. Дело это не хитрое, но есть в нем и свои тонкости.
Начинающего витолфилиста ожидает немало подвохов. Вот бант, на котором крупно указано – Costa Rica. Зная, что в Коста-Рике и выращивают табак для сигар, и делают сами сигары, естественно предположить, что это колечко от костариканской сигары. На самом деле бант бельгийский, а Costa Rica – название марки.
Другой бант. В центре – геральдический сюжет. Слева написано – Dante, справа – Madrid. Известно, что сигары в Испании делают издавна и по сей день. Можно подумать, что Dante – название брэнда, а Madrid – указание на место производства. Первое предположение верно, второе – нет. Бант бельгийский, из коллекционного набора, посвященного столицам мира.
Или такой случай. На колечке – надпись: Washington. В овале – портрет: Джордж Вашингтон. Первое, что приходит на ум: американская марка в честь первого президента США. В действительности же марка голландская, а в чью честь, и не разобраться: на сотнях прочих бантов с надписью Washington – другие американские президенты и политические деятели из других стран, включая Карла Маркса, а также голландские футболисты, сюжеты из истории Америки и персонажи из мультфильмов…
Настоящая ловушка – банты, которые принимаешь за сигарные, тогда как на самом деле это этикетки для шоколадок, сделанных в форме сигар.
Впрочем, так же далеки от сигарных цехов многие банты, выходящие коллекционными сетами (именно о них речь в этих заметках), когда с именами известных сигарных компаний или их брэндов, а когда с именами, придуманными, складывается впечатление, исключительно для этих наборов.
Этих колечек никогда не было на сигарах, они, собственно, никогда и не были колечками, поскольку выпускаются исключительно для собирательства (скажем, под голландской маркой Karel I выходили и выходят разные сигары, с разными колечками, но сигар с бантами Karel I, на которых изображены кадры из фильма «Флиппер», не существует).
Есть, конечно, в этом что-то противоестественное. Представьте, что кто-нибудь затеял производство одежных ярлыков или винных этикеток ради коллекционеров – причем, ярлыков с брэндами, под которыми никогда ничего не выпускалось, ни штанов, ни рубашек, и этикеток, которых никогда не найдешь на бутылках. Смешно.
Хотя есть коллекционеры винных этикеток, имеющих отношение к реальным продуктам, и ярлыков, связанных с конкретными штанами или рубашками. Я помню даже, как в школьные годы некоторые мои одноклассники втихую срезали цветастые и вычурные этикетки с импортных пальто и пиджаков в одежных магазинах, - что они с ними потом делали, не знаю; возможно, это было утоление потребности в ярких красках и смелых формах, своеобразная компенсация унылого отечественного промышленного и архитектурного дизайна, составлявшего нашу жизнь. Это как беременные женщины, которые грызут мел, нутром чувствуя нехватку кальция, как олени, которые лижут землю, на которой слегка облегчился оленевод.
Так или иначе, кого-то собирательство настоящих ненастоящих сигарных колечек захватывает не по-детски, и эта страсть поддерживается разными мелочами, смешными, если глядеть со стороны, но существенными, когда ты погружен в тему.
Бывает, одни и те же банты выпускаются в разных цветах, или разного размера, или вот вышла серия из 150 бантов, с типографской служебной буковкой на правом крыле, а следующая состояла из тех же бантов и в том же количестве, но без буковки, - как вы понимаете, у серьезного коллекционера должны быть и одни, и другие, и третьи, он места себе не будет находить, имея серию из 20 бантов в красном варианте, и серию точно таких же полосок в желтом варианте, и ее же в голубом, но не имея лилового.
Нам, дилетантам, интереснее другое. Вот, скажем, персоны, попадающие на банты. Вы когда-нибудь видели сигарный бант с портретом того же Карла Маркса? Или - Сталина?
Я встретил Сталина в серии из полусотни бантов, посвященной политикам и вышедшей в 1939-м под голландской маркой Senator. Еще там были Гитлер и Литвинов, наш министр иностранных дел того времени. Вряд ли эти имена и портреты отыщутся на колечках, опоясывавших сигары. Сигары тогда делали и в Германии, и в СССР, но фюрер был противником курения, а у нас в советский период персонификация сигарных марок не практиковалась.
Сталина я еще нашел в бельгийской серии под маркой R.Saelens, посвященной государственным деятелям. Все-таки очень непривычно смотрится это хорошо известное лицо в таком контексте. Портрет черно-белый, Сталин в мундире. Шаблон, в который вставлялись потреты этой серии, имеет в верхней части золотистую корону с крестиком. Получается, корона чуть ли не у Сталина на голове.
Еще одно русское имя на сигарном банте – Anna Paulowna. Это наша соотечественница царских кровей, ставшая королевой Нидерландов. Она была пятой дочерью Павла I и императрицы Марии Федоровны, к ней сватался Наполеон, но замуж она вышла за голландского Вильгельма (Виллема) II, принца Оранского, по случаю венценосного бракосочетания Пушкин написал стихи. Для Нидерландов, молодого на тот момент королевства, эта связь с могучей державой была лестна. Анну Павловну ее голландские подданные любили, уважали, и память о ней здесь чтят до сих пор, в Голландии есть город, названный в ее честь, и практически в каждом городе есть улица ее имени.
Сигарный бант Anna Paulowna встретился мне в серии, посвященной особам королевской династии Нидерландов и выпущенной в 1980-м под голландской маркой Schimmelpenninck. Кстати, сигары с этим труднопроизносимым названием можно было одно время встретить в Москве, я купил ради интереса коробку в сигарном ларьке на базаре у Киевского вокзала, место которого сегодня занимает торговый центр «Европейский», - больше нигде у нас я их и не видел.
Между тем, известна голландская марка, которая называется Willem II. Эти сигары выпускает одноименная фабрика, входящая в концерн Swedish Match. Еще не так давно они были в ассортименте московской компании, распространяющей продукцию Swedish Match, но к сегодняшнему дню почему-то из него исчезли.
Однако Willem II, в честь которого названы сигары, к мужу Анны Павловны отношения не имеет, точнее, отношение есть, но отдаленное: оба из Оранской династии, давшей Голландии немало королей и королев. «Сигарный» Willem II жил двумя столетиями раньше.
В Германии, под маркой Caraso, в 1969-м была выпущена серия бантов, обозначенная в архиве, где я ее встретил, как «Великие люди и тираны». В этом ряду обнаруживается Фидель Кастро. Реальных сигар с этим именем на колечке, насколько мне известно, не существует. У коллекционеров можно найти серию бантов, выпущенную на Кубе и посвященную кубинским революционерам, - единственный случай, когда Кастро фигурирует на кубинском сигарном банте, - на сигарах этих бантов как будто не было. Кастро в свое время много курил, но на сигарах, которые для него делали, никогда не было колечка с его именем. Да и зачем? Перед кем таким людям красоваться?
По сигарным бантам можно изучать историю и географию. Под маркой с забавным названием Help Yourself («Угощайтесь») выходили мириады сетов, посвященных разным странам. 24 банта - U.S.S.R.Я видел один из них, в центре – икона Андрея Рублева. Исключительно сокровища Московского Кремля – на бантиках числом две дюжины под бельгийской маркой Mercator выпуска 1972-го.
Своеобразное музыковедение – в серии, вышедшей в 1966-м под голландской маркой Panter из старинного семейства Agio: на 24 бантах – автографы композиторов. Под этой же маркой выпускались коллекционные сеты, представляющие таблички с названиями улиц разных городов мира и логотипы всяческих газет.
Еще на сигарных бантах можно увидеть изображения почтовых марок. Так сказать, филателия в витолфилии. Есть серии, на бантах которых – все буквы того или иного алфавита, печати всех министерств США, кресты всех видов, ребусы или просто цифры от 1 до 9.
Я хотел было составить список необычных предметов, лиц, явлений и сущностей, встречающихся на сигарных бантах, но вскоре понял: пустое. Все, что есть на земле, все, что вы мы можете представить и чего не можете представить, есть на сигарных колечках. Трактор и насекомое, истязание негра ку-клукс-клановцами, путешествие бельгийской королевской семьи в Италию… Ну, чего еще ожидать?
Да, серия бантов, инспирированная знаменитой скульптурой писающего мальчика в одном из фонтанов Брюсселя. Три десятка бантов, выпущенных в 1970-м под бельгийской маркой Kari (Karie). Если знать, что по торжественным случаям бронзового пацана обряжают в разные наряды, становится понятной вариативность персонажа на сигарных колечках. Лично мне попался писающий мальчик в форме американской военной полиции, - причем не фонтанный, а как бы из жизни.
Менее известна другая «брюссельская штучка» – скульптура писающей девочки. Кто-то объясняет это тем, что она и более поздняя (середина 1980-х), и расположена в конце улицы. Но, наверное, дело еще и в том, что для массового сознания это слишком смелый образ. Даром что уверяют: дескать, воздвигли девочку в знак равенства полов, и поставлена она примерно на том же расстоянии от центрального рынка, на каком с другой стороны от него находится писающий мальчик, - на сигарные банты Jeanneke Pis не попала, или я об этом не знаю.
Ну, и апофеоз – не феминизма, а человеческой изобретательности (либо ее ограниченности): сигарные банты, изображающие другие сигарные банты. Обнаружив такое, я понял, что не даром потратил добрый месяц, изучая бездонные архивы наиболее продвинутых коллекционеров дальнего зарубежья.
Знаменитый сигарный брэнд из Голландии – Agio. Серия бантов, посвященная образам детей в произведениях мировой живописи. Судя по всему, исключительно для коллекционеров сигарных этикеток, - в продаже сигар с такими колечками не было. Между тем, выпускались и выпускаются сигары, колечки которых содержат только слово Agio.
Серия сигарных бантов в честь The Beatles. Скорее всего, на сигарах их никогда не было.
Сигарный бант, являющийся частью этой упаковки, не имеет никакого отношения к сигарам, - внутри шоколадка в форме сигары, когда-то я купил ее в Швейцарии.
Голландская сигарная марка Washington. Набор бантов с изображением Юрия Гагарина. Насколько мне известно, сигар с такими колечками не было. Различия их лишь в цветовом оформлении, - кому-то важно, чтобы в его альбоме колечки с первым космонавтом отражали весь спектр небосвода, который тот видел в иллюминаторе.