Год назад 13 сентября 2022 известный своими не только и уже не столько фильмами, сколько перманентным и упорным противостоянием всем возможным устоям западного общества, кинорежиссер Жан-Люк Годар (1930-2022) добровольно покинул такой неправильный, с его точки зрения, мир живых людей.
Он воспользовался для этого процедурой разрешенной на родине его матери, в Швейцарии, эвтаназией, сообщив прессе, что в свои неполные 92 он вовсе ничем не болен, а просто устал.
Говорят, перед последней в своей жизни инъекцией признанный мастер выкурил свою последнюю сигару. Что ни говори, а это был по-настоящему красивый жест. Если, конечно, он был, и это не выдумка журналистов.
Полуфранцуз-полушвейцарец, по матери происходивший из семьи известных швейцарских банкиров, никогда ни в чем в жизни не нуждавшийся Жан-Люк Годар парадоксальным, казалось бы, образом прослыл леваком и марксистом.
Очевидно, что приличный человек марксистом быть не может. Разве что в виде оплеухи обществу – пощечины буржуазной толпе, постоянно озабоченной количеством и качеством потребления земных благ. Именно таким «марксистом» Годар и был.
А марксизм Годара – это дубина интеллигента, переодевшегося в шкуру дикаря, пугало, при помощи которого не самый блестящий кинорежиссер Франции привлекал к своей жизни и творчеству дополнительное внимание.
Забавно, что марксизм у Годара сочетался с критикой Израиля в пользу палестинцев, с антисионизмом, который в еврейских кругах однозначно трактовался как пещерный антисемитизм. Но и антисемитизм был для Годара таким же инструментом – кочергой, которой можно разворошить горящие угли в жаркой печи общественных дебатов. Чтобы лишний раз напомнить о себе и привлечь дополнительную аудиторию для своих преднамеренно экстравагантных киноэкзерсисов.
Повышая градус, Годар в какой-то момент дошёл до прямой проповеди оправдания инцеста – он подписал коллективное письмо с призывом к обществу считать инцест сексуальной нормой.
Встает вопрос: а не было ли его многолетнее пристрастие к сигарам таким же вызовом борцам за здоровый образ жизни? Или это все-таки была настоящая страсть или просто это было позёрство? Тем более, что в молодости он курил только сигареты.
Его постоянный оператор-постановщик Андрэ Клеман впоминал: «Годар, оценив однажды сигару, подаренную ему мной, спустя какое-то время ответил тем, что преподнес мне Davidoff, а потом и целую коробку этих прекрасных сигар, заметив: кури меньше, но следи за качеством!».
21 мая 2014 года, за восемь с небольшим лет до добровольного ухода, представляя на пресс-конференции свой предпоследний полнометражный фильм «Прощай, речь» («Adieu au langage»), 83-летний Годар, заявляя, что «ничто не заставит его поехать в Канны»… не расставался с сигарой!
Спустя несколько дней на швейцарском канале RTS, он отвечал на вопросы и травил свои привычные анекдоты, погруженный в густой табачный дым, и крутил в старческих пальцах сигару, которую он тут же в прямом эфире смачно прикуривал, ничуть не комплексуя.
Возможно в конце пути он все же стал истинным афисионадо и сигара в руке перестала быть формой некого протеста…
Трудно сказать, останется ли Годар в истории кинематографа и будут ли его смотреть через 30-50 лет, но то, что его личностью всегда будут интересоваться любители сигар – сомнений не вызывает!