Если вы думаете, что последним человеком, открыто курящим кубинские сигары в своей президентской резиденции был Джон Кеннеди — вы ошибаетесь.
Этого наглого иностранца звали Иосип Броз Тито...
Каждый приходит к сигарам своим путём — кто-то по семейной традиции, кто-то по правилам своего круга, кто-то по работе, а кто-то «потому что по статусу». Примерно такая история сложилась с маршалом Тито, бессменным главой Югославии с 1945 по 1980 годы и первым лидером Движения неприсоединения — межгосударственной организации, объединяющей страны на принципах неучастия в военно-политических блоках.
Выросший в простой крестьянской семье Иосип Броз Тито любил роскошную жизнь. «Когда я был маленьким мальчиком, мне ужасно хотелось стать портным. Каждый загорский крестьянин мечтал о красивой одежде», — вспоминал он.
Портным стать у Тито не получились, но упорный хорватский партизан от своей мечты не отказался. Несмотря на то, что он был настоящим коммунистом, он строил себе шикарные дворцы и большие яхты, носил дорогие костюмы и курил хорошие сигары.
В какой-то момент, маршал Тито стал очень походить стилем, образом и фигурой на рейхмаршала Геринга, который тоже любил роскошную жизнь, увлекался охотой и любил сигары.
Благо кубинские сигары Тито получал напрямую от Фиделя Кастро, своего «коллеги» по Движению неприсоединения. Двое последних великих социалистических лидера, по иронии судьбы, очень любили сигары — символ буржуазного образа жизни и ненавистного американского капитализма.
В 1971 году Тито прилетел в США, чтобы встретиться с американским президентом Ричардом Никсоном для обсуждения торговых соглашений и дальнейшего развития отношений между двумя странами. Никсон, понимавшийся важность визита, устроил в честь Тито пафосный военный смотр с оркестром и салютом.
После переговоров в Белом доме, сидя в кресле рядом с Никсоном, в присутствии журналистов и фотографов, Тито демонстративно закурил сигару. Да не простую сигару, а «запрещённую» — кубинскую...
Судя по фото Никсон не только не ожидал ничего подобного, а прямо сказать, был немало удивлён, хотя и сохранил самообладание.
Со стороны Тито это было не только преднамеренное нарушение (запрет на курение в административных зданиях в США действовал середины XX века), но некий демонстрационный акт, пренебрегающий принятым протоколом.
Отдалим должное смелости этого южного славянина, ведь его биографии бывали вещи и похлеще — своенравный правитель социалистической Югославии не побоялся поссорился со Сталиным.
Глава Югославии до сих пор остается единственным человеком, кто умышленно и открыто нарушил этот запрет на курение в резиденции американских президентов.
На фото с выставки, посвящённой маршалу Тито, видна коробка из 25 сигар Cohiba Coronas Especiales # 2 (RG 38 × 152 мм), изготовленная в качестве подарков от правительства Кубы главам иностранных государств.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и президент Социалистической Федеративной Республики Югославии маршал Иосип Броз Тито на отдыхе в охотничьем хозяйстве «Залесье» под Киевом в 1973 году (фото Владимир Мусаэльян / ТАСС)
Тито закуривает сигару от тлеющей палки во время встречи иностранных дипломатов неподалёку от Нови-Сада в Сербии.