Курить сигары — занятие по определению консервативное, часть Традиции Западного мира. Озираясь назад, в славное прошлое этой гибнущей сегодня цивилизации, можно смело сказать, что сейчас мы стоим на пороге утраты ещё одной благородной общеевропейской традиции.
Увы, это началось давно. Табак, как и многие заокеанские товары, вроде кофе и шоколада, был дорог и являлся, в каком-то смысле, привилегией власть имущих и/или богатых людей. Технологии развивались, мир уменьшался, вещи дешевели. Родовые аристократы и успешные предприниматели, амбициозные политики и легендарные военачальники, выдающиеся врачи и ученые, знаменитые художники, писатели и музыканты, — люди, делающие историю, курили сигары и создавали традиции.
Современный конъюнктурный мир, решивший за нас — взрослых и самодостаточных людей — что «курить — это вредно", ввёл массу глупых и экономически сомнительных запретов, поставив любителей сигар в положение преследуемых. Ускорение бега времени, бытийная суета и жажда улучшения (а по сути упрощения) жизнедеятельности человека привели к появлению сигарет и папирос, которые быстро курились и стоили дешевле сигар. Это подавалось как «прогрессивный» и «современный» способ курения табака. Удобный, «демократичный» и даже «либеральный»...
Крымская война дала первый толчок, а техническая революция XIX века подхватила тренд, в итоге к XX столетия, табачная промышленность стала одним из самых выгодных бизнесов, производя именно сигареты и папиросы. А это делало курение табака делом рядовым и обыденным. Тем, что можно было делать на бегу. Бытописатель середины XIX века, так описывает меняющийся на глазах уклад курильщика: «...появляются папиросница, пепельница, которые раньше были не в ходу, так как чисткой, набивкой и раскуркой трубки занималась прислуга.» И у него же далее есть такое наблюдение: «папироса более портативна, экономна, независима.»
Первая Мировая война, мобилизовав общество, изменила не только обыденной порядок вещей, но и стала диктовать свои новые правила буквально во всем: от общих технический стандартов и бытового уклада до моды и стиля.На размеренное курение трубки и сигары стало катастрофически не хватать времени и возможности. Так начался скользкий путь замещения курения трубок и сигар, приведший в настоящее время к тому, что в нынешней сигарете или папиросе почти не осталось настоявшего табака, который заменили на некую ароматизированную химическую смесь с добавками «улучшающими» вкус и процесс горения. По большому счёту, называть этот процесс «курением» (или тем более, табакокурением) нельзя. Это скорее, «сжигание». Особенно, если речь идёт о современных лёгких сигаретах — уродливого плода любви (к деньгам, естественно) химиков и маркетологов.
Про имитации курения, проявляющиеся в виде «электронных сигарет» или «систем нагревания» (типа IQOS и ему подобных мерзостей), даже нечего говорить. Это полная профанация курения как такового — и по форме, и по содержанию. На одном уровне с резиновой женщиной и безалкогольной водкой.И, кстати сказать, вот такое «курение» — действительно очень вредно. В обличии от сигар — продукта полностью натурального, без всякой химии.
Параллельно со всеми этими делами, стал возрастать конфликт поколений: отцам-«ретроградам», курящим дорогие сигары, противостояли «прогрессивные» дети, предпочитающие модные (и доступные) сигареты и папиросы. Яркое тому доказательство то, что происходит последние десятилетия на Кубе — молодёжь все больше предпочитает курить сигареты, ибо это не только «модно и современно», но и как своеобразный протест против официальных властителей, образ коих плотно ассоциировался с курением именно сигар.
Даже в Великобритании, оплоте традиций как таковых, наблюдается удручающая тенденция: если раньше в семьях, где отец курил сигары, в 70 % случаев сын/сыновья также «унаследовал(и)» эту привычку главы семейства, то сейчас процент таковых снизился до примерно 40.
А что же дальше?! Культура уходит, традиции гибнут, запретов все больше, акцизы все выше, почвы истощаются, химия (я про т.н. «соусирование» в первую очередь) все больше лезет в производство сигар... И так далее и тому подобное. И это ещё не говоря, о других фундаментальных социально-общественных катастрофах. В наше время, в мире, где белый цисгендерный мужчина с образованием, фактически, самый угнетаемый социальных класс общества, уже слышны «обвинения», что де курение сигар — это «демонстрация белого превосходства», напоминание о «ненавистном колониализме» и, вообще, апелляция к «рабовладельческому прошлому».
Но как писал австро-венгерский композитор и любителей сигар Густав Малер: «Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу». И для нас, ценителей сигар, эти слова очень верны...