Сигара — атрибут власти, силы духа, свободы мысли. Наверняка каждому знакомы изображения знаковых политиков с сигарой. Ведь каждый из них в свое время повлиял на популяризацию сигар. Сигара сопровождает лучшие умы как в периоды празднования великих побед, на отдыхе, так и в моменты глубоких раздумий.
Культовые фото премьер-министра Великобритании сэра Уинстона Черчилля являются, пожалуй, самыми известными на заданную тему. Черчилль еще в юности увлекся сигарами во время визита на Кубу в конце XIX века. Он не отказывался от привязанности к кубинским сигарам даже в самые мрачные для Великобритании времена. После Второй мировой Черчилль с сигарой стал своеобразным символом демократии и независимости, а его фраза «Отберите у меня сигару, и я начну с вами войну» знакома каждому афисионадо.
Не секрет, что Сталин разделял страсть Черчилля к курению. Говорят, что Иосиф Виссарионович и сам покуривал сигары. Есть фото, где на Ялтинской конференции лидеры стран-победительниц — Сталин, Черчилль и Рузвельт — выкуривают каждый своё: сигару, трубку, сигарету. Конспирологи видят в этом некий ритуал, аналогичный выкуриванию трубки мира у североамериканских индейцев.
Несмотря на то, что в Третьем рейхе проводилась масштабная антитабачная кампания на государственном уровне, несколько высших руководителей нацистской Германии не скрывали своего увлечения табаком.Так, рейхсмаршал Герман Геринг, тяготевший к роскоши, очень любил сигары. Для него даже выпускали специальные релизы в красивых коробках с его именем. Шеф имперской безопасности и глава СС Генрих Гиммлер тоже курил сигары, чем раздражал фюрера, который в отличие от вышеупомянутых партайгеноссе вел здоровый образ жизни. Как можно понять по сохранившимся фото, Гиммлер предпочитал небольшие форматы, в отличие от коллеги по партии Геринга, любителя больших размеров.
Министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп, дворянин по происхождению, еще с довоенных времен принадлежал к высшему обществу Берлина и предпочитал дорогие сигары. Иногда даже на самых важных рабочих встречах он выкуривал «Гавану», например на заседании в МИД с советским коллегой Молотовым во время его визита в столицу Германии.
Надо отметить, что в прошлом табакокурение было обычным бытовым ритуалом. Поэтому политики, как простые люди, могли выкурить сигару на рабочем месте. Тому подтверждение знаменитая сигарочница в Венгерском парламенте. Нумерованные ячейки для сигар на подоконниках коридора парламента были специально встроены для удобства депутатов-афисионадо.
Югославский президент маршал Иосип Броз Тито тоже любил шик и окружал себя только самым-самым: одевался в лучшие костюмы, ездил в красивейших машинах, его всегда сопровождала звездная элита. Даже его вредные привычки отличались особой роскошью — Тито курил только дорогие кубинские сигары.
Тридцать пятый и последний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви был человеком западного типа и не чурался дорогих удовольствий. Если пирожные и сладости он заказывал от лучших кондитеров Парижа, то сигары — только с Кубы. Шаху даже сделали специальный релиз — сигары формата «пирамида» для него украшались дополнительным бантом с изображением его короны.
Массивные роговые очки и сигара Тарика Азиза в 1980 годах стали почти символами Ирака. Министр информации и иностранных дел, один из ближайших соратников президента Саддама Хусейна, христианин Азиз сумел создать имидж исламского Ирака как место прогресса и либеральных ценностей. В свою очередь Хуссейн был одним из наиболее известных мусульман, публично куривших сигары. Когда американские военные ворвались в дом диктатора, обнаружили там дорогие сигары, которые и выдали бывшего иракского лидера, ведь сигары в его семье стали традицией. Даже когда Саддам Хусейн содержался в тюрьме, семья передавала ему сигары через сотрудников Международного комитета Красного креста. А захватив дворец его старшего сына и празднуя свой успех, солдаты США вдоволь отметили это событие дорогими алкогольными напитками и именными сигарами высшего качества, на которых красовалась надпись Odai Saddam Hussein.
Саад Харири, миллиардер и политический деятель, занимавший пост премьер-министра Ливана, предпочитает редкие сигарные релизы. Ливан, кстати сказать, очень сигарная страна, несмотря на всю свою политическую нестабильность.
Экс-президент Франции Николя Саркози — тоже давний поклонник сигар. Будучи президентом, он даже просил разрешить ему курить в президентском самолете, а по его распоряжению министерство иностранных дел Франции закупало кубинские сигары. (Речь идёт, конечно же, о марке Quai d`Orsay, созданной специально для французского рынка.)
Сигара стала неплохим дополнением имиджа и экс-канцлера Германии Герхарда Шрёдера. Во время его визита в Кремль на встрече с Владимиром Путиным они, по утверждению чешского журналиста, «вели за кофе и сигарами неофициальные политические дискуссии».
Если среди европейских, азиатских и американских политиков особого смущения по поводу увлечения сигарой нет, то российские, как правило, предпочитают не появляться на публике с этим атрибутом роскоши и власти. Видимо, советское наследие в восприятии человека с сигарой не дает нашим политикам расслабится и побыть самим собой.
Но, конечно, есть и исключения. Экстравагантный Владимир Жириновский никогда не стеснялся курить сигары на публике. К тому же он обладатель именной сигары от Российского сигарного союза.
Американские политики, в отличие от наших и даже всех европейских, в данном вопросе раскованнее всего. Ибо курение сигары — часть американской культуры. И политической в том числе. Многие обитатели Овального кабинета в Белом доме действительно любили сигары.
Сигары были популярны в эпоху зарождения США, но появление в Белом доме четвертого президента страны Джеймса Мэдисона вознесло их на новый уровень. Он был первым политиком такого уровня, регулярно курившим сигары, и не стеснялся этого. Улисс С. Грант, Франклин Д. Рузвельт и Дуайт Эйзенхауэр тоже часто изображались с «Гаваной», к сигаре были неравнодушны и другие американские президенты — Линкольн, Мак-Кинли, Тафт, Кулидж, Гувер.
В ХХ веке сигары стали еще популярней. Так, бывший президент США Рональд Рейган будучи еще актером участвовал в рекламной кампании ассоциации сигарных промышленников США. Рекламные плакаты с его изображением гласили: «Вам не нужно вдыхать, чтобы насладиться сигарой». В середине ХХ века реклама табачных изделий была на подъеме, и яркий образ Рейгана запомнился многим.
Президент Джон Ф. Кеннеди, говорят, специально перенял привычку великого Черчилля, чтобы в глазах консервативной публики выглядеть более солидно. Хотя это не помешало ему подписать эмбарго на торговлю с Кубой, правда, закупив сначала большую партию любимых сигар.
Не только президенты США курили сигары. Именитый американский полководец, генерал армии, кавалер многих орденов и медалей Дуглас МакАртур, которого называли непобедимым, был поклонником не только трубки из корн-кобы, но и сигар.
Уместно вспомнить, что и кубинскую революцию привели к триумфу люди с сигарой — Фидель Кастро и Че Гевара, культовые герои, профили которых до сих пор вызывают трепет. Но дым сигары — своеобразное отражение отношений Кубы и США, ведь свободная нация не может курить лучшие сигары мира. Отметим, что больше всего любителей сигары среди глав сильнейших стран — лидеров США.
Президент Билл Клинтон тоже неоднократно повалялся на публике с сигарой. Но многим интересна непубличная сторона его страсти...
Интересно, что в деле Моники Левински сигары президента сыграли не последнюю роль. Эндрю Мортон в книге «История Моники» описал, как сигары служили одной из игрушек в сексуальных играх Билла и Моники в Овальном кабинете.
Позже даже появились сигары с изображением Левински на банте, а филиппинская компания La Flor de la Isabela, утверждающая, что их сигары закупали для Белого дома, представила новый бренд Monica Special. Этот релиз был очень популярен в своем время.
Барак Обама тоже неравнодушен к кубинским сигарам — по его словам, они помогают успокоиться и снимают напряжение. Именно он совершил первый за почти 90 лет визит на Кубу, и его политика обеспечила начало нормализации отношений Вашингтона с Гаваной. Тем не менее пока кубинские сигары в США нельзя экспортировать. Разрешен только частный ввоз в ограниченном количестве и на определенную сумму.
Кстати, никарагуанская табачная компания Segovia Cigars наладила выпуск сигар Obama Presidential Series 44 в честь первого чернокожего президента США, которые неожиданно стали популярными, побив рекорд уровня продаж. Отчеты сигарной компании свидетельствовали, что ежемесячно только в США их продавали более 10 тыс. штук в первое время после выпуска.
Сигары и сегодня остаются страстью многих влиятельных персон, в том числе политиков, влияющих на решения в вопросах торговли и налогов в табачной сфере. Курение сигары дарит ощущение причастности к сильным мира сего, что в любых обстоятельствах приятно.