С появление табака в Европе его применение находило разные формы. Помимо, собственно, обычного курения, с помощью этого заморского растения люди пытались бороться с различными хворями.
Уже потом приятные запахи стали отдельным видом искусства, которое создает настроение и атмосферу, и табак стал полноценным участником ольфакторных оркестров ароматических вод.Табачные ноты в парфюмерии появились в начале ХХ века.
Самый знаменитый из первых опытов применения таких ароматов — Tabac Blond 1919 года от французского Дома Caron. Их создал сам основатель Дома легендарный парфюмер Эрнест Дальтрофф. Это были кожанно-специевые духи в стиле декаданса для утончённых аристократов, денди и эмансипированных интеллектуалок.
Уже тогда стало понятно, что запах табака «андрогинен», и четко определить его к мужской или женской парфюмерии невозможно. Впрочем, это условное разделение — всего лишь хитрый маркетинговый ход, ведь ароматы не могут иметь «гендера» в принципе.
По отдельности или вместе разные ароматические ноты одного растения — табачный лист, цветок, стебель — вносят в парфюмерную композицию своё. Как правило, эти аккорды можно встретить в классических парфюмерных композициях и духах известных марок. А ароматы непосредственно сигары и дымящегося табака чаще встраиваются в произведения инди-парфюмеров и нишевых брендов.
Табак в разных его проявлениях может играть как солирующую партию, так и быть частью богатого букета. Он придает глубину и, как правило, «темный» настрой парфюму.
Табачные оттенки украшают фужерные, восточные, травянистые, гурманские ароматы. Например, перевыпущенная парфюмерная вода Molinard Habanita с запахом кубинских сигар и дымом в джазовых дансингах Монмартра, стала еще более «сигарной».
А ароматы Tobacco Vanille и Tobacco Oud — многолетние бестселлеры от Tom Ford. В них сочетаются табак, специи, ваниль и благородные древесные ноты.
Расширяя свое влияние на рынке, сигарный бренд Davidoff с 1980-х годов выпускает парфюмерные композиции — Davidoff by Davidoff и Zino Davidoff. Они особенно хорошо отражали интересы тех, кто знал сигары марки с их полнотой аромата и глубоким вкусом.
У кубинских производителей тоже были попытки создать свой парфюм. Так, сигарная марка Vegueros в 1980 году выпустила одноимённый мужской восточно-древесный аромат с нотами табака, фруктов, кожного и цитрусового аккорда. Запоминающаяся оригинальная упаковка, напоминающая три витолы, до сих пор привлекает любителей сигар и коллекционеров.
Но все же когда парфюмерные дома берут за основу философию курения сигар, атмосферу хьюмидоров и сигарных клубов, получаются наиболее удачные и яркие духи на эту тему.
Например, Kilian во многих своих ароматах использует табачные ноты. Есть и особенные выпуски, которые буквально посвящены табаку: парфюм Light My Fire — сочетание теплого табака, меда, пачули, тмина, бобов тонка, миндаля и ветивера — вдохновлен, по словам создателя, ароматом сигар Montecristo.
А аромасвеча Kilian Cuban Nights полна чувственной томностью летнего вечера, где перемешиваются ароматы кубинского табака и волнительного предвкушения тропической ночи.
Кстати, запахи табаков частенько используются для интерьерной парфюмерии, а ароматизация помещений с помощью композиций — тренд последнего времени.
Даже IKEA расширили серию свечей и аромадиффузеров с авторскими композициями, одна из которых так и называется Tobacco & Honey. А у компании ZIPPO, известного прежде всего своими надёжными зажигалками, есть линейка крафтовых свечей, почти в каждой из которых есть ноты табака.
Иногда идеи из премиум-сегмента воплощены в масс-маркете. Но в случае с парфюмом на сигарную тему итог может быть плачевным. Так появляются псевдошипровые одеколоны типа «Сигар» и «Сигара». Это примерно как «чарута» — бирманская сигара, в которой покровный лист не табачный, а пальмовый. Некий вариант «для бедных». Для бедных вкусом и достоинством, обделенных любопытством поиска лучших вариантов, конечно.
Ценители сигар — любители богатых ароматических впечатлений — нередко становятся особо придирчивы к выбору парфюма. Ведь важно, чтобы сигара и парфюм не просто сочетались, а играли в одной и той же гармонии и ритме, дополняя мелодии друг друга.