В сигарной культуре есть место не только серьезным темам, но и юмору. Посему самое время порассуждать о старых добрых сигарных мемах. Ведь, как известно, для хорошей компании нет ничего лучше хорошей шутки. Может быть, лишь шутка, неспешно рассказанная под хорошую сигару.
Для начала стоит разобраться с тем, что же такое «мемы» и чем они отличаются от иных разновидностей шутливого народного творчества.
Как ни странно, у термина «мем» есть вполне конкретный «отец» – британский генетик Клинтон Ричард Докинз, предположивший, что в общественной культуре есть некие базовые информационные единицы, которые подобно генам склонны к естественному отбору, мутации, селекции, но самое главное, к самовоспроизводству, являясь тем самым основой самосохранения, развития и распространения культуры среди людей.
Идея изящная, хоть и не новая, ведь аналогичную теорию до Докинза выдвигали и В.М. Бехтерев, и Л.И. Петражицкий. Что ж, стоит признать, что «замемасилась» данная идея именно благодаря К.Р. Докинзу, что лишь подтверждает верность данной теории, а равно доказывает, что беседа наша, несмотря на шутливый тон, более чем достойна достопочтенного общества афисионадо.
Несмотря на фундаментальность идей Бехтерева и Докинза в наше время термин «мем», как правило, обозначает шутливую информацию, переданную в запоминающейся форме и легко-воспринимаемой манере. Когда мы говорим о «меме», он должен быть наполнен чем-то ярким и запоминающимся.
Поэтому трудно представить еще что-либо столь же подходящее для «мема», чем сигара. Ведь кажется сама природа и человеческая культура сделали ее чем-то гипертрофированно заметным и запоминающимся. Сигара влияет на все наши органы чувств и делает это весьма и весьма основательно.
Посудите сами, разве можно пройти мимо хьюмидора, не заглянув в него или не заметить курильщика сигар на улице? Это просто невозможно! А звук вспыхивающей спички и легкий шёпот распаляемой сигары? Полагаю, что этот звук не может быть спутан ни с каким иным звуком. А первый глоток дыма, смешиваемого с привкусом сигарной шапочки на языке? Я уж не говорю про сигарный аромат и фактуру сигарного листа… Пишу эти строки и отчетливо ощущаю их каждой клеткой своего тела... Ну, а про воздействие сигар на вестибулярный аппарат, равно как и на чувство времени пространства, написана не одна сотня рассказов и эссе.
Но самое примечательное, это культурный образ сигары как неотъемлемого атрибута чего-то экстраординарно аристократического и вопиюще дорогого. Вероятно, именно это сочетание сделало сигару одновременно как объектом восхваления, так и объектом язвительных насмешек.
Так, первые сигарные карикатуры мы находим уже в викторианских газетах, где они, как правило, являются элементом образа зазнавшегося сноба или разгульных денди. Продолжает ту же традицию раннесоветские карикатуры, изображающие чванливых завистливых капиталистов и буржуев. По сути, тот де образ, что мы находим в вышеупомянутых викторианских газетах, а значит, с уверенностью можно сказать, что перед нами ни что иное, как сигарный «мем».
Впрочем, стоит признать, что истинный «мем» рождается тогда, когда перед нами предстоит нечто известное и понятное буквально каждому, то есть нет ничего более «мемасного», чем известные люди со спорной репутацией. И здесь уж лавры первенства без сомнения делят выдающийся психоаналитик Зигмунд Фрейд и не менее выдающийся премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль.
Родоначальник двусмысленных сравнений и аналогий и «старый британский бульдог» уже сами по себе являются ни с чем несравнимой карикатурой, неизменная же гипертрофированных размеров сигара и вовсе возводят их образы в абсолют. Чего стоит только бесконечное количество шуток, карикатур и анекдотов с этой парочкой, где безусловной деталью, а подчас и центральным элементом образа является сигара. Данные персонажи настолько «мемасны», что новые образчики народного творчества с их участием регулярно возникают и в наше время, делая неотъемлемым геном мирового культурного кода.
Не только известные личности, будь то ученые, политики или актеры становятся объектом насмешек, связанных с их пристрастием к сигарам. Всем давно полюбились Зигмунд Фрейд, Граучо Маркс, наконец, их рисованные «коллеги» Микки Маус, Гомер Симпсон и робот Бендер Родригез из «Футурамы», которые не только были не раз уличены в сигарном гедонизме, но и запомнились и «завирусились» именно в этой ипостаси. Что и говорить, даже кот Том выпускал клубы сигарного дыма в Джерри, когда как античный бог и властелин царства мертвых Аид старался справиться с гневом, порожденным бездарностью своих прислужников, при помощи хорошей сигары.
Сигара – неиссякаемый источник вдохновения, в том числе для шуток, «мемов» и юмора в целом. И все это благодаря своей культурной неповторимости. Как элемент юмора, сигара прошла сквозь века от своего прибытия на европейский континент до наших дней.
Говоря словами К.Р. Докинза, сигара сама по себе является «мемом», связывающим поколения шутников и острословов.
Хороших сигар и тонкого юмора!