Легенды о вреде курения созданы, как известно, по большей части в ХХ веке и базируются на опыте исследования заболеваний людей, курящих разную дрянь, при этом в чрезмерных количествах, прикуривая одну дешевую папиросу от другой.
Позитивистская наука, порожденная веком девятнадцатым и видящая в человеке некий бессмысленный биомеханизм, о здоровье которого непонятно и зачем стоит заботиться, в двадцатом стала основой для вычищения из человеческой жизни всего человеческого и божественного.
Она произвела на свет и коммунизм и нацизм – две, по сути, апостасийные ереси, проповедовавшие так называемый «здоровый образ жизни», не брезгуя при этом уничтожать миллионами живых людей, включая глубоких стариков и ещё ни в чем неповинных грудных младенцев. Ни для кого не секрет, что во главе человеконенавистнических политических систем стояли убежденные зожники – Ленин и Гитлер.
Вторая мировая война, к слову, была выиграна любителем трубки и «Цинандали» Сталиным в союзе с не вынимавшим изо рта раскуренную сигару и горячим поклонником армянского коньяка Черчиллем.
Вопреки карканью позитивистских лжеученых медиков, оба прожили долгую жизнь и до конца своих дней сохраняли ясный ум и удовлетворительное состояние здоровья. А ушли из жизни по причинам недомоганий, напрямую не связанных с курением табака. При этом у курильщиков и «пьяниц» Сталина и Черчилля восемь детей на двоих, у зожника Гитлера – ноль. Зато миллионы убитых по его приказам.
Постоянное курение сигар не стало препятствием для долгой и счастливой жизни ещё одного из фронтменов прошедшего столетия: великий Пикассо прожил 91 год, оставаясь в добром здравии до последних дней. Но о нем подробнее чуть позже.
Перефразируя строчку из куплета известной песни из популярной советской комедии, можно было бы сказать: губит людей не табак, губит тупость и ЗОЖ.
Есть случаи, которые большинству современных людей могут показаться поистине чудесными, когда был зафиксирован терапевтический эффект курения табака. Однажды сигарный дым даже оживил мертворожденного младенца. Однако обо всем по порядку.
Всемирно известный аргентино-палестино-израильский пианист и дирижер Даниэль Баренбойм родился в 1942 году в Буэнос-Айресе в еврейской музыкальной семье выходцев из Российской Империи. Лет с пяти уже стало ясно, что мальчик, когда вырастет, будет пианистом-супервиртуозом.
В 1952 году, когда Даниэлю исполнилось десять лет, семья перебралась в Израиль, и юный Баренбойм однажды во время гастролей Артура Рубинштейна в Израиле удостоился его аудиенции. Даниэль собрался к великому пианисту на прослушивание, но в назначенный день заболел. Однако не придти на такую встречу он не мог. Рубинштейн запаздывал, и когда обнаружил маленького Даниэля у своей двери, тот выглядел совсем больным. Закончив сеанс прослушивания, растроганный пианист пригласил Даниэля отужинать и налил ему первую в его жизни стопку водки: Маэстро счёл, что это будет для малыша лучшим лекарством. А в конце вечера вручил ему сигару Montecristo № 3 (142 мм × 42 RG).
Каков был эффект от такого лечения, точно мы, конечно, утверждать не можем. Но есть косвенные признаки того, что сигара с водкой скорее помогли поправиться, чем наоборот. Во-первых, маэстро Баренбойму уже более 82 лет, и чувствует он себя для такого солидного возраста превосходно. Во-вторых, Баренбойм, когда вырос, стал заядлым курильщиком сигар, признаваясь, что рядом с наслаждением, получаемым им от музицирования, он может поставить только удовольствие от таковых.
Есть и еще одна знаменитость минувшего столетия, чью жизнь в самом ее истоке буквально, в прямом смысле этого слова, спас сигарный дым. Выше мы уже упоминали имя великого художника ХХ столетия Пикассо. Не все знают, что при рождении маленького Пабло признали мертвым. Но в узких сигарных кругах эта история широко известна и уже многократно пересказана. Суть ее такова.
Акушерка, принимавшая роды у матери Пикассо, посчитала новорожденного младенца мертвым. К счастью, при родах присутствовал дядя будущего кубиста и по совместительству семейный врач Сальвадор. Он не мог ни мгновения обходиться без сигары, и когда подошел к мертворожденному племяннику, ненароком дыхнул на него сигарным дымом. Отчего «мертвый» младенец закашлялся и заплакал…
Убежденный курильщик Михаил Веллер как-то в пылу полемики обронил фразу о том, что наша цивилизации вообще создана курильщиками. Поэтому, о чем собственно спорить? О природе человека? Но она парадоксальна, и добро может зачастую получаться, по мысли Роберта Пенна Уоренна, из суммы нескольких зол. Да и что есть порок? А судьи кто?..
Возвращаясь к Пикассо, заметим, что сигарная тема сопровождала всю его жизнь и творчество. Несколько его картин прямо посвящены теме курения вообще, и сигар, в частности. Стоит ли упоминать о том, что сам художник был страстным курильщиком сигар и трубки, он говорил, что ему известны лишь два источника вдохновения – табак и женщины.
Пожалуй, самые известные «табачные» работы художника – «Бутылка, гитара и трубка» (1912); «Бокал, бутылка и пачка табака» (1922) и «Матадор с сигарой», (1970).
Из прямой речи великого художника мы знаем о том, что аромат дыма придавал его руке ту легкость, которая была ему нужна, чтобы создать настоящий шедевр.
Даниэль Баренбойм и Пабло Пикассо были не первыми и не единственными курильщиками сигар, кто своей яркой жизнью и гениальным творчеством доказал: хорошая сигара друг человека. Но не станем уклоняться от признания того, что эти двое способны приводить такие аргументы, на которые вы навряд ли найдете достойные возражения.