С чем может ассоциироваться хорошая кубинская сигара? Светские рауты, политические дебаты в парламентском клубе, революционные будни молодой Кубинской республики и безусловно китайские туристы, толпящиеся в перед сигарными магазинами Европы, готовые с равным азартом покупать Romeo y Julieta N’ 2 и Cohiba Siglo VI. При этом лично мне во всех моих путешествиях так и не довелось увидеть китайца, наслаждающегося прекрасным кубинским табаком.
Впрочем, до недавнего времени это обстоятельство если и вызывало во мне интерес, то не столь живой и полный азарта, чтобы немедленно оправиться на поиски разрешения этого кажущегося культурного диссонанса.
Однако мало что меняет мотивации человека столь же сильно, как пустеющий холодильник, или, в случае с афисионадо – пустеющий хьюмидор. Похудевшие в 2021 году полки сигарных мест заставили многих из нас искать причины данного ненастья, породив множество гипотез и слухов относительно генезиса данной проблемы.
В этих обстоятельствах от Парижа до Петербурга китайские туристы с пачками банкнот предлагающие облегчить бремя сигарных полок, освободив их от засилья Behike, региональных и лимитированных сигарных релизов, стали вызывать у завсегдатаев этих магазинов вполне объяснимый интерес. Подливали масла в огонь заявление корпорации Habanos S.A. о 15-процентном увеличении продаж на внутреннем китайском рынке и новость о том, что новым совместным акционером Habanos S.A. (50 на 50 с кубинским государством) является таинственный консорциумом, зарегистрированный в Гонконге. Вся эта информация подняла в сигарных кругах волну обсуждений опасности «желтого разворота» кубинского сигарного линкора от Европейских берегов в сторону Южно-китайского моря.
Многие сигарные эксперты аргументированно пытались доказать общественности, что данные опасение достаточно преждевременны. Ведь обозначенное увеличение продаж на практике в 2020 году вылилось лишь в дополнительные несколько сотен тысяч сигар, что само по себе в масштабах мирового сигарного рынка не может вызвать глобальный дефицит кубинских сигар, да и есть другие, вполне более существенные причины нехватки сигар, вызванные преимущественно пандемией COVID-19. Казалось бы, объяснения исчерпывающие любой омут вопросов и потому европейское сигарное сообщество может выдохнуть не боясь, оказаться на периферии сигарного рынка Юго-восточной Азии.
Но, полагаю, что мой читатель догадывается, что данная заметка никогда бы не возникла, если бы все в нашей истории было бы гладким и последовательным. Так и есть, ведь мы живем в интереснейшее время, где неожиданные известия, меняющие абсолютно все в нашей жизни буквально поджидают нас за каждым углом, а порой и вовсе бесцеремонно выходят из-за углов на встречу, не дожидаясь хотя бы маломальского проявления активности с нашей стороны.
Именно это и произошло в нашей истории летом 2022 года, когда Habanos S.A. объявила о новой глобальной стратегии ценообразования, подразумевающей фактически немедленное изменение цен на всем глобальном рынке кубинских сигар в сторону их экстремального увеличения.
Если быть точным Habanos S.A. скорректировала цены на Cohiba, Trinidad, Montecristo 1935 и Romeo y Julieta Línea de Oro. При чем в случае с сигарами бренда Cohiba данная коррективка подразумевает увеличение цены в среднем в 2,5 – 3 раза, а в случае с Trinidad, Montecristo 1935 и Romeo y Julieta Línea de Oro рост возможен и вовсе в 3-4 раза.
Естественно рост цен на флагманы не мог не затронуть и цены на остальные сигары кубинского ассортимента. Так, в соответствии с новой ценовой политикой ведущие бренды Montecristo, Hoyo de Monterrey, Romeo y Julieta, H.Upmann и Partagás становятся «элитнее в ценовом отношении примерно на 15-20 %, оставшиеся же гаваны примерно» на 5-10 %. Сама по себе эта информация вызвала немедленный сигарный ажиотаж в Европе.
Но самой неожиданной в данном прискорбном известии оказалась вовсе не резолютивная, а мотивировочная часть. Так, в качестве причины новой ценовой политики была названа необходимость приведение цен в соответствие с ценами на ключевом сигарном рынке для Китая и Юго-восточной Азии — гонконгском рынке, дабы исключить спекуляцию кубинскими сигарами… При этом, предполагается сохранение ранее существовавших географических пропорций поставок сигар. Ведь многие годы гаваны скупались частными лицами в Европе и России по весьма приятным ценам с одной лишь целью - перепродажи в Китае по цене кратно большей.
Во истину у нашего времени горькая ирония. Известие это грозящее уже затронуть не только содержание моего хьюмидора но и благополучие моего кошелька оказалось сильнейшим мотиватором культурологического любопытства в части поиска взаимосвязей Китая и кубинских сигар.
Как ни удивительно, сигарный рынок никогда не был в Китае массовым, сигары были скорее нишевым продуктом, интересующим в первую очередь европейских и западных специалистов, работающих в Китае. Но все изменилось в 2020 году, когда впервые в истории Китай стал крупнейшим в мире рынком кубинских сигар.
В целом Китай всегда был достаточно курящим регионом, еще до революции львиная доля папиросной продукции табачной фабрики Кушнарева отправлялась именно в Поднебесную. В настоящее же время в Китае насчитывается около 300 миллионов курильщиков, что делает китайский рынок крупнейшим табачным рынком. Однако по статистике лишь около 3% китайским курильщиков имеют сигарный опыт, при чем речь идет именно об опыте, а не о регулярном курении.
Для сравнения в Европе около 15 % курильщиков являются афисионадо, а в США эта цифра и вовсе доходит до 30 %. С чем же тогда связан нарастающий китайский ажиотаж вокруг кубинских сигар? Как ни странно, основные причины две. Прежде всего успехи китайской национальной экономики привели к значительному улучшению уровня жизни граждан Китая, а равно привлекли в Китай значительное количество специалистов из Европы.
Вторая же причина коренится в особенностях китайской культуры. Замечали ли вы отличия в изображениях Будды в Китае и, например, в Тайланде или Индии. Сама философия, укорененная в китайском сознании и способная терроформировать даже буддистскую «тектоническую плиту», говорит о том, что материальное благополучие человека свидетельствует в известном смысле о благоволении к нему со стороны высших сил, а потому не должно быть скрыто.
Это обстоятельство не только в известной степени роднит китайскую культурную традицию с кальвинизмом, но и заставляет китайцев подыскивать язык выражения своего благополучия понятный соседям и партнерам. А раз сигара, как мы это неоднократно отмечали, традиционный для Запада символ успешности и состоятельности, то логичным является то обстоятельство, что с ростом благополучия китайского общества растёт и спрос на сигары. При этом в приоритете эксклюзивные сигары наивысшего качества. И уж раз кубинские сигары исторически завоевали себе имидж – сигар номер 1, не стоит удивляться, что китайцы выбирают именно их.
При этом законодательство Китая устанавливает, что ведение табачного бизнеса возможно лишь при наличии весьма дорогостоящей и трудной для получения лицензии, а равно нельзя не упомянуть и китайский табачный акциз, доходящий порой до 50% от стоимости товара. Это обстоятельство само по себе делает стоимость сигар в Китае баснословной и подталкивает к поиску альтернативных сигарных источников. Первейшим из которых, по вполне понятным географическим причинам является, Гонконг, что при повышенном спросе приводит к росту цен… И вот уже наш китайский турист, оказавшись в Варшаве, Петербурге или Таллине старается прикупить пару тройку коробок Cohiba, не из жадности, а просто поскольку это весьма и весьма выгодно.
Товарный круг замкнулся, а культура… культура победила простое потребление. Воистину Восток – дело тонкое!