Когда мы слышим словосочетание Российская Империя перед глазами большинства, прежде всего, встают картины величия императорского двора Петербурга, блестящие офицеры и прекрасные дамы, милые уездные купеческие городки и поражающие своей красотой столицы.
Но это лишь верхняя палуба корабля под этим названием, безусловно впечатляющая, но далеко не единственная и уж точно не первоочередная его ценность. Стоит признать, что главным сокровищем Российской Империи были отнюдь не земли и богатые недра, а ее верноподданные - люди самых разных национальностей, взглядов и религиозной принадлежности, обогащавших и прославлявших Родину своими талантами и трудом.
И одну из важнейших ролей в становлении России как Империи сыграло русское купечество, которое, благодаря включению в свой состав большого количества старообрядцев и выходцев из крестьянского сословия, одновременно являлось сосредоточением нравственных традиций русского общества и проводником новейших технологий и торговых институций, стимулирующих экономический прогресс.
Честность, надежность и верность купеческого слова в сочетании с предпринимательским талантом стали уникальным мировым брендом российской экономики. Мамонтовы, Елисеевы, Смирновы, Третьяковы и многие другие купеческие династии принесли Российской Империи не только капитал, но и мощнейший культурный импульс к развитию, что заставляет признать верность теории Л.И. Петражицкого о роли торговли, как важнейшего механизма развития социальной культуры.
А как можно говорить о социальной культуре XVIII - начала XX веков не упомянув табак? Затейливое растение, любовь к которому поистине объединяла представителей самых разных сословий, профессий и достатка. Солдат и генерал, купец и крестьянин, сельский староста и профессор Санкт-Петербургского Императорского университета часто проводили время в табачной компании. Несомненно, основные табаки, тем более сигарные, были заморскими, но Россия не была бы Россией, а русское купечество русским купечеством, если бы мы не попытались и в этой сфере сделать что-то свое.
По праву в этой истории особое почетное место занимает донской купеческий род Кушнаревых. Все началось 1850-х, когда зерноторговец Семен Кушнарев решил освоить табачное дело. Примечательно, направление к тому времени уже весьма популярное, занятое преимущественно английскими и французскими торговцами, делавшее табак товаром дорогим и малодоступным широким массам, несмотря на не малый спрос.
Купеческая смекалка подсказывала, что Юг России, хоть и несравним климатом с Манилой или Кубой, все же неплох для выращивания табака, а значит, русская табачная мануфактура – это новый русский Клондайк. Так, в 1853 году в Ростове-на-Дону возникает маленькая табачная мануфактура, на которой трудились лишь пара подсобных рабочих и один резальщик табака.
Первоначально, выращенный в России табак казался не ровней табакам заморским, поэтому основным его применением стало производство папирос и трубочного табака. Однако скоро общественность оценила донской и бессарабский табак Кушнарева очень высоко. Уже спустя три года, в 1856 году, сын основателя и новый владелец мануфактуры Яков Семенович Кушнарев сворачивает все дела семейства кроме табачных и ставит перед собой амбициозную задачу - сделать русский табак элитным.
Маленькая мануфактура превращается в огромную фабрику, оснащенную по последнему слову техники и имеющую даже собственную электростанцию. Ферментация, сушка и сортировка табака на фабрике Я.С. Кушнарева теперь производились полностью, а использование кавказских и крымских табаков открыли новые горизонты для качества изделий.
Фабрика Кушнарева начинает производить русские сигары, а русский табачный линкор начинает завоевание сердец не только Москвы и Петербурга, но и заграницы. «Товарищество Я.С. Кушнарева» теперь поставляет свою продукцию в Сиам, Японию и Китай, а затем и в такие традиционно табачные страны, как Германия, Англия и Соединенные Штаты Америки.
В 1882 году фабрика Я.С. Кушнарева единственная получила золотую медаль на московской художественно-промышленной выставке за свои табачные изделия, а Яков Семенович был избран почётным членом Парижской Национальной академии.
Успехи русского «дона Хайме Партагаса» не прошли незамеченными в высших кругах общества и кушнаревские сигары становятся любимым «табачным лакомством» Великого Князя Владимира Александровича, который активно популяризирует русский табак среди аристократии. И предприятие, бывшее еще 30 лет назад крохотной мануфактурой, удостаивается звания Поставщика Императорского двора, а сам Яков Семенович чести быть запечатленным в юбилейном альбоме, посвященном 300-летию Дома Романовых. Сигарой русского Государя по праву становится русская сигара, рожденная русским талантом, упорством и трудом на русской земле.
Увы, но историю кушнаревского табака, прервали перевороты 1917 года, а имя Я.С. Кушнарева было незаслуженно забыто. Однако, представляется, что его опыт может стать мощным стимулом к возрождению российской табачной и сигарной истории для российский предпринимателей и сигарных энтузиастов сегодняшнего.