Ценители сигар любят поговорить о сигарах. И нередко рождают афоризмы. Кто серьезные, а кто-то не очень.
Кладезь разнообразных «крылатых» фраз о сигарах — это, безусловно, Черчилль. Попробовав в молодости сигары во время путешествия по Кубе сэр Уинстон до конца жизни оставался верным своей страсти. Блестящий оратор, он мог запросто упомянуть сигары в политических речах: «Отберите у меня сигару, и я начну с вами войну». Насчёт того отбирали у него сигары или нет история умалчивает, однако в нескольких войнах он тем или иным образом поучаствовал — от англо-бурской в Африке, Первой и Второй мировой войн до «Холодной войны» с СССР.
Своей фразой «Если газеты начнут писать о том, что надо бросить курить, я лучше брошу читать» Черчилль обозначил свой образ жизни. Он выкуривал по 8-10 сигар в день, и при таком количестве табачного удовольствия вполне можно обойтись и без газет. Тем более, что ему было чем заняться с сигарой в зубах — как на заседаниях правительства, так и на занятиях живописью.
Образ политика Острова свободы не может быть полным без дымящейся в руках сигары. Тем более, что на Кубе табак — не просто табак, а некий чуть ли не сакральный культ. Так, лидер кубинской революции Фидель Кастро постоянно появлялся на публике с сигарой, в том числе и заграничных путешествиях. Легендарный Фидель не скрывал своей привязанности: «Две вещи, о которых я никогда не буду жалеть, — это борьба за свободу Кубы и моя любовь к сигарам». Что касается его отношения к Кубе — тут вопросов нет. Что же касается сигар, то в конце 1986 года Фидель официально бросил курить. Среди озвученных причин были состояние здоровья и желание показать подрастающему поколению пример «не курить».
И хотя приближенные к главе Кубы порой отмечали его противоречивые высказываниям действия, Кастро всегда умел оставаться на вершине своего авторитета, не теряя благородства до самой смерти. Его соратник и друг — перманентный революционер Эрнесто Че Гевара — один из культовых персон ХХ века, говорил: «Жизнь — как сигара длиной в жизнь. Чтоб она хорошо выкурилась!». Несложно соотнести эти слова с линией жизни героя Латинской Америки — он не щадил ни себя, ни других в угоду «мировой революции». Непримиримый, упрямый и верный левой идее Эрнесто выкурил свою «жизнь-сигару» довольно быстро, ярко и драматично.
Среди сигарных предпринимателей-энтузиастов наиболее яркой личностью, пожалуй, был Зино Давидофф. Эстет и ценитель тонких материй, гастрономии и этикета, Зино обладал многими талантами. Он называл сигару «спящим ангелом». Свой бизнес он строил с девизом, который позже стал и слоганом швейцарского бренда сигар и аксессуаров Davidoff: «Совершенство как символ», что точно отражает суть его натуры. Философия Зино Давидофф «Good Life» нашла живой отклик в кругах европейской «творческой интеллигенции» (в терминологии советской прессы). Сигары от Davidoff всегда были тесно связаны с политикой, музыкой и искусствами.
С именем Зино уместно вспомнить его друга Аво Увезяна — известного музыканта, композитора, автора известнейшей песни Фрэнка Синатры «Strangers in the night». Однажды Аво решил, что его любовь к сигарам может развиваться и он стал выращивать табак, а потом создал и свой бренд сигар – AVO. В одном из интервью Увезян, которого к тому времени уже стали называть «королём сигарных ароматов», сказал: «Делать сигары — как писать музыку. Когда вы выкуриваете хорошую сигару, вы дарите себе ещё один день жизни. Думаю, сам я буду так поступать до тех пор, пока мне не исполнится 99, а там уже и до 100 недалеко». Почти так и произошло — Уво Увезян скончался в возрасте 91 года.
Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, как-то сказал: «Иногда сигара — это просто сигара». И ключевое слово тут «иногда».
В остальных случаях, сигара — это нечто большее. Ну а что именно — решать только вам.