Продолжая тему сигарного дресс-кода нельзя обойти латиноамериканскую рубашку — гуаяберу, которую принято носить на сигарных мероприятиях на открытом воздухе в жарких заморских странах.
Однако, в отличии от аристократичного смокинга и благородного таксидо — гуаябера, всё-таки, одежда существенно попроще. Конечно, она не совсем «пролетарская», а скорее «буржуазно-мещанская».
Немного истории
Гуаябера широко известна как «мексиканская свадебная рубашка», также её знают как Habanera — она же национальная кубинская рубашка. И это целое направление в моде Латинской Америки. Её историческое происхождение имеет весьма смутные очертания, хотя большинство исследователей сходятся, что она появилась где-то в начале XVIII века.
Однако, больше всего гуаябера ассоциируется с Кубой, где её свободный покрой и большие вместительные карманы прямо отсылают нас к свободе и сигарам — такие функциональные карманы явно же созданы под гаваны. Впрочем, ряд стран Центральной Америки все равно оспаривают у кубинцев свои права на её «родительство».
На Острове Свободы существует Музей гуаябера / Museo de la Guayabera, он находится в городке Санкти-Спиритус на берегу реки Яябо. Среди множества экспонатов здесь можно увидеть рубашки Фиделя и Рауля Кастро, писателей Эрнеста Хемингуэя и Габриэля Гарсия Маркеса, а также покойного президента Венесуэлы Уго Чавеса.
С момента появления Фиделя Кастро в 1994 году на официальной встрече в гуаябере, эта сигарная рубашка (правда, с длинными рукавами) стала неотъемлемым элементом правительственных приёмов и официальных мероприятий Острова Свободы.
Считается, что история гуаяберы тесно связана с освободительным движением Кубы за независимость от Испании, когда она являлась элементом одежды республиканцев. Повстанцы даже вышивали на спине своих гуаябер кубинский национальный флаг, понимая, что при попадании в плен, им не будет пощады.
Кубинский поэт Хуан Кристобаль Наполес Фахардо (1829-1862) посвятил гуаябере поэтические строки. Он был первым поэтом воспевшим эту рубаху, и с тех пор день рождения поэта — 1 июля — является национальным «Днём гуаяберы» на Кубе.
В 2010 году по распоряжению президента Рауля Кастро, глава МИД Кубы Бруно Родригес подписал указ, согласно которому национальная кубинская рубашка — гуаябера — провозглашался статус официального костюма на протокольных мероприятий для дипломатов и официальных лиц Республике Куба. С одной поправкой — рукава у настоящей гуаяберы, как правило, короткие, а вышеуказанное распоряжение требует ношения длинных рукавов.
«Гуаябера была частью истории нашей страны в течение длительного времени и является настоящим выражением кубинской аутентичности», — гласил документ.
Гуаяберы как она есть
Классическая гуаябера представляет собой нечто среднее, между простой рубашкой и курткой для сафари. Но, благодаря множеству стильных элементов, она имеет свой особый (старый добрый) колониальный шарм. Правильная такая рубашка шьётся из крепкой, но лёгкой ткани, имея широкий отворот воротника, простроченный мыс от плеч к спине и ряд больших пуговиц. Для удобства движения по бокам рубахи имеется довольно большой разрез. Причем, гуаябера никогда не подпоясывается и не заправляется в штаны.
В гуаябере крайне важны детали отделки. Особенно накладные карманы — по два на каждой стороне груди, плюс по два на уровне бёдер. И, конечно, же узкие полосы плиссированной ткани от плеч до подола, по одной, две или три штуки, как спереди, так и сзади.
Со временем гуаябера претерпела ряд конструктивных изменений. Например, появились три накладные полосы на спине и треугольные мысы на плечах с пуговицей, а также центральный мыс на спине, символизирующий национальный кубинский флаг.
Естественно на Кубе, гуайяберу можно приобрести, практически, в любом городе — местная швейная фабрика Gala производит более двух десятков фасонов для всех категорий граждан. Но, если нужна сигарная рубашку самого высокого качества, то стоит обратить внимание на магазин La Guayabera в центре Гаваны.
Барон Рики
Авторитет гуаяберы, как сигарной рубашки, настолько серьёзен, что попытки создать что-то подобное были обречены на провал. Однако, существовал человек, которому это всё-таки (немного) удалось, хотя он не был ни плантатором, ни революционерам, ни даже кубинцем.
Барон Энрико ди Портанова (1933-2000) был большим жизнелюбом и нисколько не стеснялся своего сибаритского образа жизни — внук итальянского барона Пауло ди Портанова по отцу и американского нефтяного магната Хью Роя Каллена по матери, мог многое себе позволить.
Как и подобает итало-американскому миллионеру, барон считал, что нет ничего лучше, чем 4S (sole, sesso, spaghetti, sigari), т.е. «солнце, секс, спагетти, сигары». Владея рядом шикарных особняков в Риме (Италия), Хьюстоне (США) и Акапулько (Мексика), он как настоящий светский лев развлекал своими роскошными приёмами богатых и знаменитых. Естественно, на выпуская сигару изо рта.
Помимо этого барон Рики, как звали его друзья, был также страстным коллекционером изделий от Фаберже.
Существует интересная фотография 1981 года, сделанная в Монте-Карло (Монако), на которой барон-гедонист на балконе отеля курит сигару. На нем рубашка с галстуком-аскотом и шикарная куртка a-la гуаябера со специальными индивидуальными кармашками для сигар.
В этих узких карманах-отсеках для шести сигар средних размеров и есть её главная фишка. Эту переосмысленную куртку-гуаяберу пошил для барона ди Портанова его портной из Рима.
Вы спросите — для чего так надо? Ответ, думаю, прост: чтобы был некий запас сигар на ближайшее время. Ведь барон был не только был страстным курильщиком сигар, но и завзятым путешественником — свой частный самолёт, перевозивший его по городам Европы и Америке, он использовал чуть-ли не чаще автомобиль. И, не исключено, что сигары в дороге ему были нужны как воздух...
Известно, что одной из любимых марок сигар барона была Montecristo, но на фото в крайнем кармане справа, вероятнее всего, другая кубинская сигара — редкая ныне Romeo y Julieta Celestiales Finos (RG 46 x 137 мм).
В 1990-е годы один впечатлительный американский афисионадо из Нью-Йорка реконструировал гуаяберу барона Рики и даже одно время продавал по 350 $ за штуку.
И хотя, откровенно говоря, гуаябера барона больше напоминает куртку для сафари с нагрудными карманами для патронов — подобные модели в своё время были у колониального бренда Banana Republic и до сих пор имеется у английской компании Westley Richards & Co. Ltd. (осн. 1812) — тем не менее, вклад барона Энрико ди Портанова в сигарную моду очевиден.