Кто не помнит, Карл Генрих Маркс (1818-1883) — это такой немецко-еврейский экономист и философ, соавтор «Манифеста Коммунистической партии» (1848) и автор «Капитал. Критика политической экономии» (1867-1883). А ещё друг капиталиста Фридриха Энгельса, немного антисемит и любитель сигар, кто не знал…
«Совместная работа двух друзей — вот где это слово звучит полным звуком! — заходила так глубоко, что провести окончательную линию водораздела между их произведениями никогда не удается. Однако неизмеримо важнее чисто литературного сотрудничества то духовное общение между ними, которое никогда не прекращалось: они либо переписывались изо дня в день эпиграмматически, понимая друг друга с полуслова, либо вели столь же эпиграмматические беседы в дыму сигар.
В течение четырех десятков лет Маркс и Энгельс в постоянной борьбе с официальной наукой и традиционными предрассудками заменяли друг для друга общественное мнение».
Архив Льва Троцкого (том 8, 1935-1937)
Человеком Карл Маркс слыл незаурядным (если не сказать, странным) и был довольно щепетильным. Можно сказать, что ему на роду было написано быть по-еврейски экономным и по-немецки педантичным.
И сигары не стали тут каким-то исключением…
Известно, что курить сигары Карл Маркс начал сразу после эмиграции в Англию. Причём, он предпочитал очень дешевые сигары. А они, как правило, были не самого лучшего качества.
Мало того, он выбирал именно «английские сигары», так как полагал, что они являются «самыми крепкими». Самооправдание у него было простое: типа «курю очень часто и очень много, а в процессе работы не могу обходиться без крепких сигар».
Парадоксально, сам Маркс искренне мнил себя «ценителем и знатоком сигар». Отчасти, это не удивляет, ведь иначе он таки был бы вынужден бы признать, что его «научно-экономический подход» к выбору и покупке сигар привел к плачевным результатам — пагубная привычка к трэшовым сигарам негативно повлияла на его обоняние и восприятие ароматов.
По свидетельству современников, Карл Маркс многим запомнился с дешевой сигарой во рту, причем изжеванной до половины. Эта дилетантская манера курения, считающаяся в обществе настоящих афисионадо (мягко говоря) малоприемлимой, показывала низкий уровень сигарной культуры Маркса. Отговорки, что он, вероятно, не придавал этому значение и попросту не обращал на такие «мелочи» внимание, будучи поглощенным своими «великими» мыслями, мы не будем даже принимать в расчет.
Характерным случаем, раскрывающим образ Маркса-«афисионадо», является следующая история.
Как-то его друг из Германии привез дорогие кубинские сигары. Компания афисионадо, среди которых оказался и Маркс, весь вечер наслаждалась этими гаванами. Но самому философу-экономисту выдали самую дешевую и никудышную сигару, купленную у уличного торговца в Лондоне. Несмотря на крайне низкое качество этой сигары, Маркс восхищался её ароматом и курил её с показным удовольствием, думая, что дегустирует настоящую кубинскую сигару.
И лишь через неделю ему рассказали об этом «дружеском» розыгрыше в стиле Марка Твена. Дальше самое любопытное — Маркс не только не обиделся, он стал утверждать, что выкурил настоящую «гавану», ибо он не мог ошибиться!
Помните: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» (Николай Ленин «Три источника и три составных части марксизма», 1913).
Вспомним ещё один эпизод. Однажды, прогуливаясь по Лондону, Карл Маркс увидел сигары ещё дешевле, чем те, что он обычно покупал. Как профессиональный эконом[ист], он сразу понял, что сможет экономить ещё больше, перейдя на эти сигары.
Принцип, из которого он исходил был крайне прост: чем больше ты экономишь, покупая дешевые сигары, тем больше денег у тебя остается; при этом чем больше ты покупаешь – тем больше твоя экономия! Ну разве не «гениально»?!
Увы, мир жесток и уже тогда многие посчитали эту «теорию» Карла Маркса наивной и смешной. Но не на того напали – он упорно отстаивал свою позицию и продолжал экспериментировать на себе… Пока его врач, узнав, что Маркс выкуривает в сутки по 15-20 сигар сомнительного качества, не запретил ему применять эту «теорию экономии» на себе.
Такой вот случился отрыв теории от практики.
P.S. Самое забавное, что сам Карл Маркс в какой-то момент открыто признавался, что «Капитал», к его сожалению, «не окупит мне даже расходов на те сигары, что я выкурил при его написании»…
Вероятно, в память всех несчастных сигар, выкуренным им за этой работой, в начале ХХ века выпускалась марка американских сигар под названием Economist Karl Marx.