Сразу оговорюсь, я очень люблю кубинские сигары. Но, к моему большому сожалению, не нынешние, а те которые продавались в сигарных магазинах хотя бы лет 10 назад.О причинах такой перемены я тактично умолчу, но порассуждаю об аутентичности такого табачного продукта как настоящая «гавана» (в значении «кубинская пуро»).
Начнем немного издалека. В начале 2000-х годов Дион Джолито, владелец и идеолог американского бренда Illusione Cigars, захотел воссоздать «досандинистскую» никарагуанскую сигару. Его желанием было реконструировать сигары, которые по вкусу напоминали бы «сигары, производимые в дореволюционном Никарагуа» до 1977 года.
И это привело меня к размышлению о том, какими были кубинские сигары «до Кастро». Безусловно, кубинские сигары популярны и знамениты ещё с середины XIX века. И, да, они менялись со временем. Но в спокойном эволюционном режиме, а не радикальном — «всё уничтожим, а потом [типа] восстановим».
Приведу пример близкий нам. То игристое вино князя Льва Голицына (1845-1915) — не есть нынешнее «шампанское», называющееся «Левъ Голицынъ».Как бы не хотелось сегодняшним производителям стать его «наследниками» и заявлять о том, что они «бережно восстановили» всю тогдашнюю технологию.
Отсюда закономерный вопрос: а какими были кубинские сигары до Кубинской революции 1959 года?
И тут возникает ещё один вопрос: а сумела ли новая социалистическая власть после «революционной разрухи» и национализации табачных фабрик наладить производство таких как раньше «гаван»? Или это видоизмененный продукт, «восстановленный» по мере сил?
Да, как наглядно показывает история, ситуация с сигарным производством могла быть и хуже, но повезло — революционеры сами курили сигары. И лидер повстанцев Фидель Кастро (1926-2016) и почти все его соратники.
Возможно, «постреволюционная гавана» нисколько не хуже. Более того, не исключаю, что где-то даже лучше, но убежден, что всё равно это некий иной продукт, отличающийся от «исконного».
После этого задумаемся, а какими были кубинские сигары при Фульхенсио Батисте, и как себя «чувствовала» табачная отрасль в целом.
Если вы мне будете говорить, что «Батиста — это ужасно!», я вам отвечу, что не ужаснее перманентного революционера Эрнесто «Че» Гевары (1928-1967), типичного левака и профессионального террориста. (См. книгу Керри Болтона «Левые психопаты», 2017).
Да, Батиста, безусловно, диктатор, узурпатор, коррупционер и, вообще, их «сукин сын». И, опять же, при нём Куба понемногу становилась реальным «государством мафии» с развитым игорным бизнесом, роскошными курортами и хорошими сигарами.Однако, мы не обсуждаем политику и «социальную справедливость», а говорим лишь о сигарах и их производстве.
И приходится признать, что при президенте Рубене Фульхенсио Батиста-и-Сальдиваре (1901-1973), правящего Кубой фактический с 1933 по конец 1958 года, дела у табачной отрасли были получше, чем за весь последующий (уже можно сказать, «докитайский») период.
При всех «нюансах» его правления, генерал Батиста действительно прилагал усилия для улучшения условий жизни простых кубинцев, принимая ряд важных для общества законов — например, закон о социальном обеспечении, закон о пенсиях и страховании, закон о минимальной заработной плате и закон о сельских школах. (См. его мемуары «Ответ», 2021)
Он пытался создать стабильность и навести порядок, а также положить конец протестам и волнениям, мешавшими развитию экономики Кубы. Этого от него ожидало как кубинское общество, так и иностранные инвесторы (в том числе и еврейская мафия из США). Отчасти именно поэтому отмена выборов и узурпация власти не встретили широкого народного сопротивления.
Но в конечном итоге, режим Батисты пал от собственного бессилия, пассионарные братья Кастро захватили власть и всё случилось как случилось…
А теперь переключимся на один практический опыт.
Относительно недавно некая группа американских граждан из Privada Cigar Club также задалась вопросом: какой бы была классическая кубинская сигара, если бы Батиста остался у власти?
Сам последний президент дореволюционной Кубы, естественно, курил сигары — его любимой маркой была H. Upmann.
Сохранился подарочный хьюмидор со специальным релизом сигар H. Upmann для генерала Батисты.
Помимо этого, в годы его правление, были сигары Presidente Batista с портретом Батисты на банте, но они, скорее, носили сувенирный характер.
Сказано — сделано! Так появилась лимитированная сигара Batista (5,5 дюймов х 55 RG), названная в честь Фульхенсио Батисты, входящая в линейку President Series.
Витола Batista, скрученная на фабрике Tabacalera Montenegro — это никарагуанская пуро из купажа из табаков 8-летней выдержки. Такая мешка, как заявлено, «считается классической, именно поэтому она была выбрана для этой сигары».
Создатели утверждают, что черпали вдохновение в «неоновом колорите казино» и стилистике игорного мира старой Гаваны.
Насколько сия «реконструкция» удалась мне сложно представить. Впрочем, как и самим её создателям…