Сигара в социуме (2)

Мир сигар - это искусство и культура, индустрия и торговля, политика и идеология. Затрагивая все наши чувства, сигары порой взывают к таким древним инстинктам, как влечение к противоположному полу и любовь к земле, на которой родился.

«Винная карта», апрель 2007

Дым, секс и политика

Что общего между курением сигар и сексом, если забыть о скандальном эпизоде Клинтон-Левински?

Секс помогает продавать сигары.

Уже который год в поддержку доминиканских Heaven, и так расцвеченных самыми разными привнесенными ароматами, производитель каждый год выпускает настенный календарь с изображениями раскованных девчушек. Они же, с ангельскими крылышками, дефилируют, напоминая о брэнде, в павильонах и холлах выставок, где участвует Heavenly Cigar Company, а также в магазинах в рамках промокампаний. Для календаря 2007 двенадцать моделей были разукрашены в стиле боди-арт. В пошлости авторов этого проекта не упрекнешь: глядя на писанных красавиц, гости вечеринки, посвященной календарю, были убеждены, что все они облачены в костюмы.

Между тем, едва прикрытыми прелестями красоток, сошедших с обложек журнала Playboy, на фоне шоколадных фонтанов могли любоваться приглашенные на вечеринку “Искусство обольщения” в честь сигар Playboy By Don Diego, что имела место в городке Бока Ратон (Флорида, США). Впервые эти “доминиканы”, в коробках из махагони с отделкой из кедра и монограммой HMH (Hugh M. Hefner), были представлены в разгар сигарного бума, в 1996-м, на “вакханалии” в особняке Хью Хефнера, основателя и патрона журнала “Плейбой”; в отличие от многих других сигар, возникших на волне бума, они делаются и продаются сих пор.

В свое время такой же жгучей темой, как секс, была еще политика. В конце 19-го века сюжетами на эту тему нередко декорировались сигары в США. Перед выборами выпускались коробки, обозначенные именами кандидатов-соперников, с сигарами, помеченными именами того и другого. Покупатель, в зависимости от своих симпатий, выбирал ту или другую сигару из коробки. По тому, как расходились сигары, можно было прогнозировать исход грядущего голосования на избирательных участках. То, чем сегодня занимаются социологи и политтехнологи, происходило в табачных лавках.

Не следует, однако, думать, что вечные темы безусловно гарантируют коммерческий успех. В конце 1990-х рынку были явлены сигары Penthouse гондурасской выделки. Выпускавшиеся по договоренности с одноименным американским изданием для мужчин, они заворачивались в бумажные листочки с изображением “красотки месяца” (соответственно, каждый месяц - новая дива). Но продержались Penthouse недолго. Наверное, тут важны не только одежды (или их отсутствие), но и характер самих сигар, их, если можно так сказать, душа.

Дым отечества

Россия - энергетическая держава, мы по-прежнему сильны в космосе и делаем замечательные боевые вертолеты. Нам многого при этом еще не хватает. Способность делать собственные сигары - далеко не первое, что могло бы улучшить самочувствие нации и повысить ее авторитет на международной арене, однако ж если есть такая способность, отчего же и самим не порадоваться и иностранцев не удивить. Мы, впрочем, и сами в своей стране бываем иностранцами. Многие ли знают, что отечественная Погарская фабрика выпускает сегодня вполне приличные сигары?

Бить в литавры не обязательно, но некоторые основания для гордости действительно есть. С кубинскими погарские сигары, конечно, не сравнить, кто-то, может, откажет им и в звании premium, но определенное удовольствие они доставить способны, и даже большее в случае “слепой” дегустации. Я планирую предложить образцы текущей погарской продукции вниманию экспертов, которых собираю время от времени и прошу поделиться своими непредвзятыми оценками сигар, не раскрывая их марки и происхождение.

Сигары в Погаре делают с начала 20-го века. До революции они шли даже на экспорт, и в немалых количествах. При советской власти погарское производство сигар переживало взлеты и падения, будучи достаточно стабильным после Великой Отечественной войны: ежегодный объем достигал в те годы свыше 10 млн штук, а к началу 60-х Погарская сигаретно-сигарная фабрика оказалась единственной в стране, где делались сигары.

В годы перестройки производство сигар в Погаре едва теплилось. Российский рынок между тем начал наводняться сигарами голландскими и американскими, чуть позже к нам вернулись “гаваны”, за ними пришли “доминиканы”, “никарагуаны” и прочая экзотика изо всех уголков света. Отечественным сигарам на этом фоне было не очень уютно. В 1993-м, когда я приехал на фабрику, старейшие работницы печалились: “Промысел на грани исчезновения”.

Позже ввели акцизы на сигары - 5 рублей на штуку, и если для дорогого заморского продукта, ценой, скажем, 100 рублей, это было не так существенно, то на дешевых погарских сигарах сказалось губительно: акциз увеличивал цену сигары вдвое (складывается ощущение, что чиновники, разрабатывавшие это уложение, даже и не подозревали о существовании в стране уникального производства). Выпуск сигар в Погаре был приостановлен. Фабрика продолжала делать овальные сигареты и папиросы - свою основную продукцию, а сигары из Погара, казалось, ушли в небытие.

В начале 2000-х, однако, здесь стали делать сигариллы “Премьер”, с портретом человека, похожего на Черчилля, на упаковке, а еще позже стали экспериментировать с ароматизированными сигариллами и крупноформатными сигарами из резаного листа. В 2004-м на одной из своих “слепых” дегустаций я предложил вниманию экспертов погарские Cherokee Robusto наряду с доминиканскими сигарами знатной марки, и они показались равно достойными, а в чьем-то воприятии Cherokee даже превзошли именитых “доминикан”.

Это был, безусловно, прогресс по сравнению с советским периодом погарского сигарного производства. Тогда начинка погарских сигар состояла из резаного табака (в какие-то модели шли более мелкие фрагменты, в какие-то - более крупные), “куколка” образовывалась с помощью подверточной машинки, а покровный лист наворачивался вручную. Сырье приходило из южных регионов страны, использовались и местные, погарские сигарные табаки, были даже кубинские.

Не знаю, как воспринимались погарские сигары жителями СССР, но то, что довелось попробовать мне (“Золотой олень”, “Союзные”, “Сокол”), тянулось очень плохо или вовсе не тянулось, мешая или просто не позволяя понять вкус, даром что включающий кубинскую компоненту.

Постсоветское поколение погарских сигар имело родовые черты предшественниц в плане технологии изготовления, но картина с табаками была уже иная: сплошь заморские, интернационал, что, надо сказать, в наши дни характерно для многих сигарных мануфактур, независимо от их местоположения, за исключением кубинских. И - безупречная тяга.

Но здесь пошли еще дальше. В последние годы на фабрике освоили классическую выделку сигар: исключительно вручную из длинного листа. Long-filler крутятся в Погаре точно так, как на Кубе. Весь инструментарий - деревянная доска, чавета (нож торседора), плошка с растительным клеем.

Таким образом ныне мастерятся Cherokee двух моделей - Robusto и Corona Especial. Композиция начинки одинаковая - доминиканские и никарагуанские табаки, покров также одного типа - эквадорский Коннектикут, а вот связующий лист в первом случае - из Доминиканской Республики, тогда как во втором - из Никарагуа, но оба обозначаются производителем как ligero (по классификации ярусов табачного растения это листья из верхней части, крепкие и характерные в плане вкуса).

Такие же модели есть в ассортименте тех погарских сигар, которые по-прежнему делаются из резаного табака, а вдобавок к ним - Petit Coronas и Tres Petit Coronas. Здесь композиция начинки более сложная - Никарагуа, Доминикана, Бразилия. Связующий лист одинаковый - никарагуанский, как и покровный - бразильский из Мата Фина, пожалуй, самого знаменитого табачного региона страны, если говорить о сырье для сигар.

Наряду с этим фабрика выпускает сигариллы Cherokee - “классического” вкусового профиля, а также с намеками на вишню или ваниль (покров - Мата Фина, обвязка - Индонезия, начинка - Бразилия, Индонезия, Никарагуа), чисто табачные сигариллы “Премьер”(покров - Суматра, обвязка - Бразилия, начинка - Бразилия, Индонезия, Никарагуа), с добавлением к портрету на упаковке цитаты из Черчилля “Я легко довольствуюсь самым лучшим” и трех завоеванных медалей.

Я не случайно привожу всю подноготную упомянутых продуктов - глядя на эту пеструю географию и разнообразные комбинации регионов, вы поймете, какая непростая работа у тех, кто придумывает сигары, и откуда проистекают различия во вкусе у изделий даже одного производителя.

Но и это не все. Из Погара выходят сигариллы с фильтром - “классического” стиля и с ароматом вишни, причем - и это, насколько мне известно, не имеет прецедентов - покров (бразильский Мата Фина) на них наворачивается вручную.

Заменители табака, всякого рода HTL, присутствующие в большинстве сигарных изделий, продаваемых в мире, погарские сигарники не подпускают и на дух; впрочем, гомогенизированный лист - принадлежность машинного производства, которого в Погаре по сигарной части нет.

Да, любителям трубки будет интересно узнать, что погарская фабрика выпускает теперь и трубочные табаки - готовые смеси, целых десять вариантов, и сортовые компоненты для индивидуального смешивания.

Так разве нет оснований для гордости?

Космополитические и патриотические мотивы переплетаются сегодня повсюду.

Многие исконно национальные сигарные брэнды переходят в распоряжение транснациональных концернов, последнее известие на эту тему: Japan Tobacco, с покупкой старейшей английской компании Gallagher и выходом на третью позицию в мировой табели о рангах среди табачных монстров, получает, помимо сигаретных брэндов Benson & Hedges и Silk Cut, знаменитую сигарную марку Hamlet - можно сказать, один из компонентов культуры Британии.

Между тем, итальянцы, не устояв перед предложением продать свой экзотический сигарный бизнес (Toscano) транснационалам, чуть позже пошли все-таки на попятную.

В 2003-м компанию приобрела British American Tobacco (BAT), занимающая вторую строчку в мировом табачном рейтинге. Итальянцы расставались с Toscano, скрепя сердце. Накануне сделки производство перевели из здания, когда-то бывшего монастырем, в современные безобразные хоромы, построенные совсем для других целей: прежнюю обитель “тоскан” сочли исторической ценностью, которую было бы жалко отдавать космополитам.

Задним числом можно сказать, что предосторожность оказалась напрасной: весной этого года марку Toscano и всю связанную с ней инфраструктуру выкупила у BAT итальянская семейная Maccaferri Group. Такого ликования, как после чемпионата мира 2006 по футболу, здесь не было, но некоторое довольство все-таки отмечалось: гордость Италии, с бантом в цветах итальянского флага, осталась в руках у итальянцев. Новая разновидность Toscano называется Soldati - в честь писателя и режиссера Марио Солдати, бывшего большим поклонником “тоскан”.

Возможно, это всего лишь вопрос эмоций. Но для самочувствия нации они тоже важны.

фабрика

«Золотой олень» - сигары из Погара советского времени. Фото: Олег Чечилов.

фабрика

Эксперименты на Погарской фабрике наших дней: сигары, впитывающие ароматы кофейных зерен. Фото: Олег Чечилов.

Забронировать
стол

Нажимая кнопку «Забронировать» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Заказать обратный звонок

Нажимая кнопку «Отправить» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Заказать звонок

Наш сотрудник свяжется с вами для уточнения деталей

Нажимая кнопку «Отправить заявку» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Уведомить о поступлении

Нажимая кнопку «Отправить» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Ваши данные для связи

Нажимая кнопку «Свяжитесь со мной» вы принимаете правила об обработке персональных данных

Сигарный дом «Гавана»

Добро пожаловать на сайт, обращаем Ваше внимание:

Ваш город — Санкт-Петербург?

Вам исполнилось 18 лет?

Дополнительно сообщаем, что наш сайт использует куки (cookies). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

Ваш город — Санкт-Петербург?

  • Санкт-Петербург
  • Москва
  • Екатеринбург
  • Краснодар
  • Новосибирск
  • Нижний Новгород
  • Казань
  • Самара
  • Другое